анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Не спешите церковь пинать

Павел Левушкан

Критиковать православную церковь в либеральных кругах стало модно. Настолько же, насколько было модным в начале Перестройки говорить слово «православие» с придыханием и нарочитой серьезностью во взоре. Но, если тогда православие было «возрождающимся из праха после Страшных Репрессий», то сегодня русская интеллигенция не скрывает своего разочарования тем, что это самое «возрождение» пошло по совсем иному пути, чем им хотелось.

От любви до ненависти, как известно, один шаг, а в кругах либеральных и вовсе шажок-с. Отсюда и появление целой группы публицистов, которые переметнулись от «религиозной журналистики» в светских изданиях к «антиклерикальным памфлетам» в изданиях желтоватых. Причиной тому не особая злонамеренность коварных журналистов, но то самое пресловутое интеллигентское разочарование в церкви, которая почему-то решила не слушать их безусловно высокомудрые и единственно верные советы. «Как же так, ведь мы, интеллектуальная соль земли российской, и какие-то смешные бородатые попы, вдруг вместо столь любимой нашему сердцу нью-йорской, или парижской школы, выбирают возрождение мракобесных русских традиций!» И вот, заострив перья, они дружно принимаются делать ататат еще недавно такой родной для их души церкви.

Эта тенденция не есть нечто свойственное только началу 21 века, разочарованных было немало и раньше. В 90-е годы, когда церковь действительно возрождалась из руин, нужда в служителях была высока, как никогда. Ведь в постсоветскую Россию православие пришло, не как миссионеры в Новую Гвинею, на пустое место. В те годы сложилась уникальная ситуация. С одной стороны - мизерное количество храмов, оставшихся со времен коммунистических гонений, а также безумно малое число пастырей. А с другой – сотни тысяч и миллионы жаждущих «духовного просвещения» и тянущихся к православию, после 70 лет государственного атеизма, людей. В похожей ситуации, только с поправкой на масштабы, оказались все христианские конфессии. Но баптисты и католики могли привлечь единоверцев из-за границы, и активно пользовались помощью словацких, американских, немецких и польских священников и пасторов, пока в семинариях проходили обучение «национальные кадры». А вот у Русской Православной Церкви такого «запасного парашюта» попросту не было.

Выход был найден далеко не самый лучший, но, по всей видимости, безальтернативный в ситуации того времени. Епископы рукополагали в священный сан тех, кто ясно выражал желание служить Богу и людям и обладал достаточной интеллектуальной для этого подготовкой. Разобраться в моральных качествах кандидатов времени не было, а может не было сил, ведь кроме решения кадровых вопросов на епископах и благочинных лежали задачи восстановления храмов, содержания приходов и еще сотни других обязанностей. Так в церковь попало немало откровенных проходимцев, и просто слабых и морально-неустойчивых людей, которые не выдержали искушения властью над людьми, доступа к деньгам и ситуации постоянного нравственного выбора. То ли «духовной формации» не хватило, то ли дурной пример был где-то невдалеке. Я лично был свидетелем того, как искренние вначале молодые батюшки постепенно становились завзятыми циниками, казнокрадами, пьяницами и развратниками. А сколько церковных баек из склепа я слышал о так называемых «голубятнях» вокруг иных иеромонахов... Поводов для искушения в середине и конце 90-х было более чем достаточно. Это было трудное время для православной церкви, когда выпускников полного курса семинарии еще катастрофически недоставало, но уже нужно было что-то делать и с героями повести Натальи Бабасян «Целибат»: мужеложниками, развращенными властолюбцами и неверующими богохульниками в рясах.

Немудрено, что вращавшиеся в подобной среде (а не секрет, что московские приходы со своими деньгами особенно привлекали нечистоплотных людей) журналисты разочаровывались в религиозной теме вовсе. Для многих жителей столицы простая и бесхитростная жизнь в глубинке – что-то из области популярной мифологии. Вроде бы и есть, но где-то на периферии сознания. А вот Столица, -это центр мироздания и источник нормирующей нормы, в том числе и в области церковной жизни. Отсюда желание вытащить на всероссийское обозрение неблаговидные поступки особо зарвавшихся служителей, и восприятие Церкви, как обычной бюрократической структуры (следствие общения с циниками-бюрократами в церковном истеблишменте), а также попытки придать тем негативным проявлениям, что наиболее бросаются в глаза, масштабы глобального кризиса православной церкви вообще.

Только, вот незадача, Церковь почему-то оказалась вовсе не бюрократической организацией, или там «эксплуатирующей Бога» корпорацией, как им казалось в праведногневном полемическом запале. Она живет и развивается по совершенно другим, непонятным с точки зрения секулярного мышления, законам. Их трудно заметить журналистским взглядом, привычным к созерцанию сиюминутного новостного потока. Но даже если просто посмотреть на тот путь, что Русская Церковь прошла с 90-х годов, становится очевидным, что пафос интервью Натальи Бабасян несколько устарел. Уйдя из религиозной журналистики, она словно «выпала из темы» оставшись с предубеждениями и комплексами прошлого века. Этим летом мне довелось побывать в нескольких регионах Сибири и общаться в том числе и с православными священнослужителями. И невозможно не отметить тот факт, что большая часть из тех людей, что смущали сердца верующих сегодня либо под запретом в служении и более в церкви не работают, либо и вовсе лишены сана.

Есть еще один момент, который замечаешь при чтении подобных «обличительных интервью». При всей правдоподобности изложенных в них фактов (в сознательной лжи таких журналистов обвинить чаще всего невозможно) настораживает вот что. Подлинное обличение, если его намерением является устранить проблему, должно осуществляться с любовью. Именно этого важнейшего составного элемента не хватает, когда читаешь актуальные в целом рассуждения о «церкви для попов, а не для прихожан», и о росте антиклерикальных настроений среди молодежи. Когда обличение перерастает в злопыхательство, то ничего, кроме отторжения даже самые правильные слова не вызывают. Здесь и горячность неофита, оскорбленного в своих лучших чувствах, и снобизм московского интеллигента – все смешалось воедино.

Может в этом причина того, что, как считает сама Наталия, «публикации в СМИ не смогли изменить ни на йоту ситуацию в лучшую сторону»? Вовсе не из-за того, что публикации были плохи, или авторы бесталанны. Но потому, что знаменитую сентенцию св.Августина «Люби Бога и поступай, как знаешь» иные публицисты обрезали, оставив только вторую часть. А про первую – старательно забыли.

Baznica.Info
 [1][2]
Служитель5.10.2008
Согласен с В.В. Чо в том, что нельзя так обощать. Вот мне тоже приходилось долго жить в странах, которые принято называть православными (Грузия, Украина, Румыния). Вполне хорошо люди живут.
В.В.Ч0 (Иваново)5.10.2008
Пилигриму. "Явно бросается в глаза очень интересный момент. Страны, в которых преобладает, такой ненавидимый и презираемый православными протестантизм и евангелизм, почему-то находятся на гораздо более высоком уровне. Это уровень производства, и уровень, конечнео же, культуры, и общественных отношений, и всего остального".
Прежде всего, страны, которые вы имеете ввиду, имеют высокий материальный уровень жизни. Если одни соседи постоянно грабят других, то грабители всегда будут иметь материальный уровень жизни выше ограбленных. Но, по большому счету, это вовсе не положительный показатель грабителей и не отрицательный - ограбленных. Так вот, страны с "высоким уровнем" и есть те грабители - посмотрите на их историю, вся она - сплошные грабежи. Деньги, которые они награбили И ГРАБЯТ сейчас , дают им большие проценты. Ничего подобного нельзя сказать о православных странах. А, вот в отношении уровня культуры и общественных отношений вы в очередной раз показываете свое невежество (или, зная, намеренно клевещете). Неплохо бы вам самому знать все это НЕПОСРЕДСТВЕННО, а не "по книжкам" западных варваров приукрашивающих себя и обливающих грязью православных. В Западной Европе я жил подолгу и знаю, что пишу.
В.В.Ч0 (Иваново)28.9.2008
Умнику Пилигриму. Россия 1000 лет обходилась без Библии? Какой бред! В "непросвещенные" времена на Руси все ОБЯЗАНЫ были читать Библию. Поэтому по грамотности Православная Русь была грамотней всей Западной Европы вместе взятой. Надо понимать, что под Библией вы подразумеваете Пятикнижие. "В такие чащи" Россию завело не Православие, а отступление от него. "Православие" это по уши погрязло в идолопоклонстве, "антисИмитизме" (семит, а не симит, между прочим), язычестве? По-видимому, имеется ввиду сергианство, а при чем же здесь Православие? Под идолопоклонством жиды(иудеи) понимают поклонение перед иконами. Что касается "антисИмитизма", то Православные выступают не против семитов (евреев, арабов и др.), а против еврейских расистов с их человеконенавистническим Талмудом. О бритоголовых. Скорее всего они проплачиваются все теми же талмудистами, которым выгоден "антисемитизм" и ксенофобия, чтобы разорвать общество и атомизировать его (ищите среди тех, кому выгодно). "Духовность требует к себе тяжелейшей работы и соблюдения Закона Божьего" - вот и говорите это перед зеркалом: вам-то это как раз больше всего и нужно. Животные инстинкты и грязные помыслы более относятся к талмудистам, а не Православным (не путать с сергианцами). Грязью же вы готовы облить и Православие и все, что с ним связано.
Валентина ((Алматы))22.8.2008
Спор у вас тут не на шутку. Все мы христиане, а так же еще и люди! А человеку свойственно ошибаться. Но всех нас объединяет вера в Иисуса!
То, что сейчас в странах Востока и Израиле принимают Христа - это же здорово! Вот повод для радости! Ищите друг в друге положительное и живите в мире! О чем спорите! Иисус-Господь? Господь! И это главное! Всем благословений!
Михаил (Черновцы)1.8.2008
Я так и не понял почему нельзя критиковать, вскрывать, показывать и обращать внимание на негативные моменты в жизни православной церкви и ее клира. это какое-то новое табу?
Кроме того, я не согласен с Павлом Левушканом, что в церкви негативные моменты появились только с приходом перестройки и совпали с бурным ростом приходов. Отсюда вывод - все взяточники, извращенцы и т.п. - это пришлые священники. Что также не соответствует действительности. Проблемы в христианской церкви начались еще при апостолах. А сейчас те проблемы переросли АРХИ БОЛЬШИЕ проблемы. Епископы, которые ездят на джипах на фоне нищеты прихожан, золото убранства, дорогущие панагии, борьба за кафедры, за патриарший куколь, извращения, похоть... Волки в стаде овец. Это тенденция современного развития церкви. И не священники в первую очередь в этом виноваты. А те, кто их к греху склоняет. И об этом нужно писать, об этом нужно говорить. Клир церкви должен знать, что за ним пристально смотрят. И если он, клир, не будет соответсвовать евангельским заповедям - то их поменяют на достойных. Поменяют всех, в том числе и епископов, и митрополитов, и патриархов. Ибо церковь - это не священник, и даже не епископ - это последователи Христовы. А клир только служит мирянам. СЛУЖИТ МИРЯНАМ. Ибо Богу все несут одинаковое служение. Ибо все христиане - это священники. Все служат Богу в меру своих достоинств. А клир еще и служит мирянам. Пора это понять вконце-то концов. Пора мирянам отойти от слепого раболепствования и тупого молчания в цервки. Церковь - это не только литургия, церковь - это жизнь с Богом. Христос говорил о том, что нужно брату своему прощать 70 раз по 7, но он нигде не говорил, что нужно закрывать глаза на ошибки и на явные злоупотребления, на грехи и на падения. Нужно говорить. Нужно влиять на развитие церковных отношений. Нужно жить с Богом.
Артемий (Саратов)20.6.2008
Итить, как протестуты рузъумничались!?
Пилигрим, а вас случайно не Олег зовут?
Пилигрим4.6.2008
Вот и хорошо, Михаил, подпишитесь и перестаньте умничать.
Михаил3.6.2008
Вот под вашим последним сообщением подпишусь сразу.
Пилигрим3.6.2008
Правильно говорят, что умные любят дурачиться, а ДУРАКИ - УМНИЧАТЬ.
Пилигрим3.6.2008
И при чем здесь Карфаген??? На развалинах прекрасно могут жить и крысы, и змеи, и кто угодо. А чем измеряют уровень культуры? Не знаю, наверное линейкой.
Взрослый и здравомыслящий3.6.2008
Пилигриму. Слава Богу приходилось бывать и в Тунисе с его известным Карфагеном, и в Англии. Затрудняюсь ответить на вопрос про "уровень культуры". В чём его измеряют?
Пилигрим3.6.2008
Михаил, извините за резкость, но создается впечатление, что ваша первая фраза о вашем несогласии, стала вашим логотипом. К тому же, я не ставлю себе цели заставить всех со мной соглашаться. Как говорят, чем меньше людей разделяют мое мнение, тем больше остается мне самому. К тому же, вопросы типа "что вы подразумеваете" как правило задаются тогда, когда сказать нечего. И еще, я думаю, что вопрос о культуре Туниса и Англии не вызовет сомнений у взрослого здравомыслящего человека.
Михаил31.5.2008
Пилигрим, не могу всё-таки с вами согласиться. Прежде всего, хотелось бы узнать что вы понимаете под "уровнем культуры"? Что подразумевается под "мало-мальски приличными странами" и допустимо ли вообще так говорить? Я пока не уверен.

Как вы определяете, где выше "уровень культуры" - в Японии, Польше, Кипре, Бахрейне и т.д.?
Пилигрим31.5.2008
Михаил, у вас прямо какая-то страсть предостерегать, наставлять и т.д. Мне уже седьмой десяток, и, поверьте мне, я иногда догадываюсь, где надо быть осторожным. А вот то, что прежде, чем возражать, надо внимательно читать то, что написано, вот это точно. Я, ведь, сделал нужную оговорку относительно стран. И еще один момент. Почему-то те, кто очень любит предостерегать от обобщений, как правило сам обобщает, но только в свою сторону.
Михаил31.5.2008
Пилигримм, надо очень осторожно относиться к подобным обобщениям. Если, например, уровень жизни в Японии (где христиан очень мало) или в Чехии, которая по многим опреосам лидирует по проценту атеистов выше, чем, например, во многих станах Африки, где количество евангельских верующих гораздо выше и постоянно растёт, то что из этого?
Пилигрим Павлу из Алма-аты31.5.2008
Насчет чистоты православия и прочих его "достоинствах" можно, конечно, и поспорить, но я очень устал от споров вообще, поэтому приведу лишь один пример из нашей жизни. Явно бросается в глаза очень интересный момент. Страны, в которых преобладает, такой ненавидимый и презираемый православными протестантизм и евангелизм, почему-то находятся на гораздо более высоком уровне. Это уровень производства, и уровень, конечно же, культуры, и общественных отношений, и всего остального. Уровень же стран, исповедающих православие, самый низкий и самый проблемный в мире и тоже во всех отношениях. Я имею ввиду мало-мальски приличные страны, а не берег слоновой кости. Видимо, Всевышний не разделяет ваших взглядов на "чистоту" православия, если он не нашел нужным оценить ее. Да благословит вас Бог.
павел (Алматы)29.5.2008
Раньше я тоже был похожего мнения.Но,пообщавшись с разными протестантами, пройдя через несколько сект,и в итоге возвратясь в православие,скажу вам : нет чище и глубже и мудрее учения,чем у церкви православной. А что касается священников, так и среди призванных Иисусом апостолов был Иуда-предатель. Вот и живут рядом праведники и нечестивцы, настоящие от Бога священники и попы (да не смущают они вас ).
Пилигрим26.5.2008
Возрождать православие в том виде в котором оно пребывает не только нельзя, но и преступно. Благодаря православию, страна, претендующая называться христианской, почти 1000 лет умудрялась как-то обходиться без Библии. Это, повторяю, "христианская" страна. Мало этого, ее хваленое "православие" завело ее в такие чащи, которые не снились даже Ивану Сусанину, при этом, не приблизив к Богу даже на микрон. "Православие" это по уши погрязло в идолопоклонстве, антисимитизме, язычестве и других мерзостях, абсолютно противных Господу. Чего после этого удивляться тому, что страна как была, так и осталась ЯЗЫЧЕСКОЙ. Хотя чуть ли не каждый бритоголовый считает для себя долгом в разговоре произнести слово "духовность", не имея о ней не малейшего представления. А что же священнослужители? Их, похоже, это вообще не волнует. Они что считают, что если кто-то из них одел рясу, то его духовность автоматом вознесла его к Богу? Нет, духовность требует тяжелейшей работы и соблюдения Закона Божьего. Без всего этого получилось, что ряса замаскировала под собой нутро, кишащее грязными животными инстинктами и грехами. Первое, что мне скажут, что я все облил грязью. Можно подумать, что в православии нет истинно верующих. Конечно, есть, но они есть вопреки православию, а не благодаря ему.
Михаил (СПб)15.10.2007
Ой, а в протестантизме тоже многие не выдержали искушение властью, деньгами и т.п. Тоже становились циниками и казнокрадами. Например я. Но Господь все равно благ!!!
Гость (столица)4.9.2007
Кальвину. Если вам это смешно, это не значит, что у других людей такое же восприятие. Спаси Вас Бог!
 [1][2]
Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие
  следующие 20 >>