анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
"Зовут меня Вова, я знаю три слова, три матерных слова..."

Галина Сульженко, Санкт-Петербург

Сегодня в молодёжной среде использование ненормативной лексики в обыденном разговоре никого не удивляет
Сегодня в молодёжной среде использование ненормативной лексики в обыденном разговоре никого не удивляет
Прекрасным солнечным днем мы шли по парку с бывшим коллегой. Нас то и дело обгоняли молодые люди - рядом университет. Когда студенты приближались, то будто накрывало волной хорошо поставленного отборного мата. Юноши и девушки улыбались, лица их светились особым молодым счастьем, и заткни мы уши - можно было бы вообразить, что они говорят о чем-то своем, очень радостном.

Коллега при каждой новой словесной экспансии съеживался, испытывая явную неловкость передо мной:

- Как они могут материться при девушках?
- Так и девицы от них не отстают, - заметила я.
- Это их дело, - ответил мой собеседник. – Но мужчина не должен выражаться при дамах.
Коллега получил воспитание во времена, когда вставали, если женщина входила, а бранное слово в ее присутствии навлекало позор на веки вечные.

Впрочем речь не о благородных манерах. Недавно на одном из каналов, смакующих разнообразные скандалы, промелькнула программа про русский мат. Даже тут, где хорошо налажено производство передач, свободных от скучной морали, озаботились невероятным распространением мата в нашей стране. Для дискуссионной затравки был предложен сюжет, где младенец, едва начинающий лепетать, прибегает исключительно к бранной лексике.

Какой ужас, сказала немногочисленная часть приглашенных в студию. И тут же была подвергнута жесткому остракизму со стороны дискуссионного большинства, провозглашавшего всевозможные свободы и прежде всего свободу слова везде и повсюду, каким бы оно, это слово, ни было, пусть и матерным.

В числе большинства находились, скажем так, авторитетные люди: редактор большой газеты, видный телеведущий, известный писатель, профессор-филолог, популярный репер и даже православный священник.

Все они убеждали, что мат – исконно русское выражение чувств, к нему и великая литература прибегала; что это просто слова для связки, ничего не значащие и уж тем более ничего не разрушающие; что матерятся абсолютно все и давно, это нормально и неискоренимо; что даже (!) это защита от врагов; многое другое.

Не вдаваясь в подробности буквально матерной студийной перебранки (о мате действительно можно говорить много, уже написаны тома книг, а тема далеко не исчерпана), хочется заметить: что касается защиты от врагов – вот это ближе всего к истине. Когда люди утверждают, будто слово – пустой звук, и произносят любые слова бездумно, - они не ведают, что творят. Разубеждать их бессмысленно: умные и свободолюбивые, они закрыты для правды.

А правда в том, что «…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Так объясняет нам природу слов Евангелие. Впрочем для сторонников мата это, наверняка, тоже не аргумент, а лишь скучное морализаторство.

Пастор Александр Лауга (ныне умерший) человека, в его присутствии матерившегося, не распекал, не увещевал (бесполезно), а говорил ему: «Ты зачем призываешь сатану и бесов его?» Как правило, это действовало, матерщинник хоть начинал задумываться, что он делает и каковы могут быть последствия.

Ведь матерится русская держава от мала до велика, навлекая на себя зло и проклятия до четвертого колена, чаще всего не со зла, а от темного невежества. Об этом и слова популярной песенки: «Зовут меня Вова, я знаю три слова, три матерных слова…»

Хотя есть еще и зависимость от мата, сродни алкогольной: и поймет человек, что мат – это прежде всего ему горе, а бросить не может. Наука распознала, что он засел в генах. Но путь избавления есть, долгий и упорный, вместе с Богом.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>