анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Лютер — палец, спустивший курок

Лев Гринфельд, Санкт-Петербург

Палец мягко нажимает на спусковой крючок, тот приводит в действие механизм, туго сжатая пружина бьет по капсюлю, в патроне сгорает порох... Своими 95-ю тезисами Мартин Лютер спустил курок, и Реформация превратилась в движение, изменившее лицо Европы.

Необходимость в переменах была осознаваема многими. А те, кто не осознавал — чувствовали эту необходимость. Кризис в церкви, смена экономической системы, идеи гуманистов... Ожидание перемен витало в воздухе.

Но почему именно Лютер оказался в центре всех событий Реформации? Во-первых, он был образованным человеком. Во-вторых, по детски искренним. У современных христиан существует часто обоснованная подозрительность по отношению к любому, кто получил хорошее теоретическое образование, особенно если это образование богословское. Наверное, частично в этом виноваты сами «образованные», возносящиеся в своих размышлениях на уровень недоступный никому (возможно, даже им самим).

Лютер получил хорошее образование (сначала степень магистра свободных искусств, потом доктора богословия). Но, при всем при том, в его жизни нет признаков гордости или самодовольства. Он с пугающим фанатизмом посвящает себя всему тому, за что берется. В один и тот же момент Лютер был преподавателем, студентом и настоятелем 11 монастырей. Но вся его бурная внешняя деятельность не мешала ему честно оценивать свое состояние. Он находится в постоянном ужасе от осознания собственного несовершенства и греховности.

Он осознает свою неспособность измениться, но не становится безразличным скептиком. Напротив, посвящает все больше усилий физических, духовных и интеллектуальных, чтобы преодолеть пропасть. Поэтому он так радостно воспринял весть из Послания к Римлянам об оправдании верою. Поэтому не смог тихо промолчать, когда увидел явное искажение ее в практике продажи индульгенций.

Вряд ли Лютер представлял себе весь масштаб событий которые последуют вслед за его спокойным даже несколько робким выступлением. Прибитые им тезисы не были программным заявлением нового движения или же лозунгами к борьбе. Это было довольно типичное приглашение к академической богословской дискуссии в стенах университета.

Тезисы были написаны на латыни — то есть предназначались именно для академических кругов, а не широких масс. Лютер не пытался оспорить саму идею индульгенций и тем более авторитета папы римского. Напротив, он хотел оградить правильное, как ему казалось, учение папы, от искажений со стороны торговца-монаха Тецеля и других. «Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования... Если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений...» - пишет он в своих тезисах.

У Лютера нет программы действий. Все идет как бы помимо его воли: несколько дискуссий, неготовность отречься от своих убеждений, временное затишье новая буря. Каждый раз Лютер просто делает один единственно возможный с точки зрения своей совести и понимания Писания шаг. В какой-то момент Лютер осознает себя в центре событий, перевернувших всю Европу. Обратного пути уже нет.

Чему я могу научиться, глядя на Лютера? Прежде всего, искренности и последовательности. Слишком часто я прагматично сосредотачиваюсь на ожидаемом результате. Слишком часто не берусь за то, на что, как мне кажется, у меня не хватит сил, за то, что может не привести к успеху. Но, может быть, больше чем прагматизм стоит ценить честность и искренность?

Не идти на компромиссы? Задумываться о том, что нужно сделать именно сегодня? А Бог Сам встроит наши маленькие шаги в Свою грандиозную картину истории.
Электронные идолы и живой Бог

Учит ли христианство презирать эту жизнь?

Чему нас учит Сретение Господне?

Короткие размышления к Международному дню радио

О христианском радио

"Смотри, чтобы не надмилось сердце твое"

Я и радио – краткая история болезни

Ибо всякая плоть - как трава

Рождество среди тревоги и скорби

Приоткрыть дверь в Рождество

Рождество Христово

Рождественская лестница. Поклонение волхвов

Менеджмент vs душепопечение?

Рождественская лестница. Каким мы видим Христа?

Почему христианство такое закрытое?

Утешение больной совести

Рождественская лестница. Каждый день к Рождеству

Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир
  Следующие 20 >>