анонсы статьи
новости
10.4.2025
Медиаконференция в Москве

31.3.2025
В Москве с 3 по 5 апреля пройдёт христианская Медиаконференция

21.3.2025
В Издательском совете прошла конференция «Христианская этика и социальная справедливость»

27.2.2025
50 христиан подверглись нападению во время воскресной церковной службы в Индии

12.2.2025
Помощь голодающим

24.1.2025
Молитва о единстве христиан

1.1.2025
В Пакистане арестовали по стандартному обвинению в богохульстве христианку, мать двоих детей

16.12.2024
Папа Римский призвал к рождественскому перемирию в мире

8.12.2024
Форум по профилактике экстремизма

27.11.2024
Конференция для сестер «Надеющаяся на Господа» состоялась в Раменском
Лютер — палец, спустивший курок

Лев Гринфельд, Санкт-Петербург

Палец мягко нажимает на спусковой крючок, тот приводит в действие механизм, туго сжатая пружина бьет по капсюлю, в патроне сгорает порох... Своими 95-ю тезисами Мартин Лютер спустил курок, и Реформация превратилась в движение, изменившее лицо Европы.

Необходимость в переменах была осознаваема многими. А те, кто не осознавал — чувствовали эту необходимость. Кризис в церкви, смена экономической системы, идеи гуманистов... Ожидание перемен витало в воздухе.

Но почему именно Лютер оказался в центре всех событий Реформации? Во-первых, он был образованным человеком. Во-вторых, по детски искренним. У современных христиан существует часто обоснованная подозрительность по отношению к любому, кто получил хорошее теоретическое образование, особенно если это образование богословское. Наверное, частично в этом виноваты сами «образованные», возносящиеся в своих размышлениях на уровень недоступный никому (возможно, даже им самим).

Лютер получил хорошее образование (сначала степень магистра свободных искусств, потом доктора богословия). Но, при всем при том, в его жизни нет признаков гордости или самодовольства. Он с пугающим фанатизмом посвящает себя всему тому, за что берется. В один и тот же момент Лютер был преподавателем, студентом и настоятелем 11 монастырей. Но вся его бурная внешняя деятельность не мешала ему честно оценивать свое состояние. Он находится в постоянном ужасе от осознания собственного несовершенства и греховности.

Он осознает свою неспособность измениться, но не становится безразличным скептиком. Напротив, посвящает все больше усилий физических, духовных и интеллектуальных, чтобы преодолеть пропасть. Поэтому он так радостно воспринял весть из Послания к Римлянам об оправдании верою. Поэтому не смог тихо промолчать, когда увидел явное искажение ее в практике продажи индульгенций.

Вряд ли Лютер представлял себе весь масштаб событий которые последуют вслед за его спокойным даже несколько робким выступлением. Прибитые им тезисы не были программным заявлением нового движения или же лозунгами к борьбе. Это было довольно типичное приглашение к академической богословской дискуссии в стенах университета.

Тезисы были написаны на латыни — то есть предназначались именно для академических кругов, а не широких масс. Лютер не пытался оспорить саму идею индульгенций и тем более авторитета папы римского. Напротив, он хотел оградить правильное, как ему казалось, учение папы, от искажений со стороны торговца-монаха Тецеля и других. «Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования... Если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений...» - пишет он в своих тезисах.

У Лютера нет программы действий. Все идет как бы помимо его воли: несколько дискуссий, неготовность отречься от своих убеждений, временное затишье новая буря. Каждый раз Лютер просто делает один единственно возможный с точки зрения своей совести и понимания Писания шаг. В какой-то момент Лютер осознает себя в центре событий, перевернувших всю Европу. Обратного пути уже нет.

Чему я могу научиться, глядя на Лютера? Прежде всего, искренности и последовательности. Слишком часто я прагматично сосредотачиваюсь на ожидаемом результате. Слишком часто не берусь за то, на что, как мне кажется, у меня не хватит сил, за то, что может не привести к успеху. Но, может быть, больше чем прагматизм стоит ценить честность и искренность?

Не идти на компромиссы? Задумываться о том, что нужно сделать именно сегодня? А Бог Сам встроит наши маленькие шаги в Свою грандиозную картину истории.
Почему не надо быть слишком «позитивным»?

Иисус Библии и «Иисус» New Age

Самая важная новость этих дней

Не всем «позитивным» голосам стоит верить

Истина имеет значение

Нет, Илия не реинкарнировался

В поисках себя. О романе «Дыхание озера» Мэрилин Робинсон

Коварство скрытого выбора

Неважно, какой ты веры?

«Откровение Иисуса Христа»

Роберт Сапольский и (не)свобода воли

Самостоятельный поиск истины

Чехов, Белград и мистика. О романе Нади Алексеевой «Белград»

Страх и трепет

Ложный страх Божий

Чудеса и сверхсветовые перелеты

Секрет гениальности Баха

Мы можем выбрать веру и надежду

Мы не приняли духа рабства...

Рождественская лестница. Возможность для чуда
  Следующие 20 >>