анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Как дела?

Константин Захаров, Санкт-Петербург

На вопрос "как живешь?" завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился головой о стену... в общем, ушел от ответа. (М.М.Жванецкий)

С христианами неинтересно разговаривать: о чём ни спроси — всё слава Богу! (Из разговора)

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным (1 Тимофею, 6:6)


На самой заре моего следования за Христом, десять лет назад, не давал мне покоя один вопрос. Вернее, одно сомнение. «Вот, — говорили мне на проповедях, — человек истинно верующий должен иметь в себе свидетельство Святого Духа, что его вера не тщетна. Он должен полностью перемениться и зажить новой жизнью, иначе это не христианин». И это была правда — мне приходилось видеть, как человек меняется. Даже душевные болезни оставляли людей, и они начинали здраво рассуждать. Однако, в себе самом я ничего подобного не видел.

Увы, уверовав, я не стал отважным, как Давид, мудрым, как Соломон, горячим, как Пётр и искусным в слове, как Павел. Я не стал лидером, не стал успешным человеком. Я продолжал жить, как живу, заниматься тем, чем занимался. Я остался тем же, каким был.

Даже не появилось какого-то там блеска в глазах. Если что-то и изменилось в моей жизни, так это окружающий меня мир. Он вдруг стал доброжелателен и интересен. Все вокруг готовы были мне помочь. А некоторые соглашались даже послушать мои невнятные слова о Христе. Но сам я ни капли не изменился.

Нет, конечно же, я оставил курение и выпивку, и из моего лексикона исчезло много слов, составлявших его (лексикона) основу. Но я уже тогда понимал, что Христос всё-таки пошёл на крест не для того, чтобы я в конце концов умер в глубокой старости с чистыми лёгкими и здоровой печенью. Тут должно быть что-то другое. Должны быть те самые «реки живой воды». Где же они? Я терялся в догадках.

До тех пор, пока не получил то самое свидетельство Духа, о котором Павел писал в Рим. 8:16. Дух, как известно, дышит, где хочет, и заговорить может чьими угодно устами. И засвидетельствовать может неверующий человек.

У меня был друг Володя, который приезжал в нашу деревню каждые выходные на дачу. Мы близко общались, и моё уверование произошло буквально у него на глазах. Так вот, однажды он приехал, поздоровался, спросил дежурное «Как дела?», услышал от меня в ответ дежурное же «Слава Богу!», и сказал:

— Слушай, я вот смотрю на тебя — изменился ты здорово.
— В чём? — удивился я.
— А ты не жалуешься на жизнь. Раньше бывало, спросишь у тебя, как дела — ты мне сразу все дела и докладываешь, а теперь «слава Богу» и всё!
— Ну, сейчас действительно всё хорошо, жаловаться не на что.
— Да тебе и раньше жаловаться не на что было, — ответил друг, — просто ты перестал дурака валять.

Вот так! Я оглянулся назад, на свою прошлую жизнь, и обнаружил, что мало было в ней дней, когда бы Господь не хранил меня, не оберегал от опасностей, от злых людей и даже от чисто бытовых неприятностей. Даже в болезни я был под охраной и прикрытием, моя жизнь была в безопасности. И вокруг всегда были люди, готовые помочь. У меня, страдавшего с детства мизантропией, всю жизнь были друзья! Кто может этим похвастаться?

И я ещё на что-то жаловался!

И понял причину своей нынешней слепоты. Новый человек, родившийся во мне тогда, не глядел на себя самого и ничего не искал в себе. Он радовался и славил Бога. Пусть простыми привычными словами, дежурным ответом на дежурный вопрос. И это не мир изменился, это я сам стал смотреть на него новыми глазами, способными увидеть не только опасность, но и добро.

Вот такая вот исповедь благополучного человека.

И поначалу казалось — всё так и будет, моё приобретение благочестия и довольства всегда пребудет со мной.

Но жизнь шла дальше и подбрасывала сюрпризы. Неожиданно оказалось, что успех далеко не всегда сопутствует христианину. Бывают и потери, и разочарование. А ещё чуть погодя я познакомился с христианами разочарованными.

Нет, они на собрании славят Бога. Они даже ходят и свидетельствуют на улицах и раздают Евангелия. Они пишут стихи и поют песни о Христе. Но на вопрос «как живёшь?» только что об стену головой не бьются.

И я ничего не могу им сказать, потому что реально в их жизни всё плохо: и здоровье, и работа, и соседи, и родственники. Я ведь знаю этих людей. И, глядя на их жизнь, думаю, что сам вряд ли избежал бы ропота.

Да и если скажу что-нибудь, что услышу в ответ? «Мне бы твои проблемы»?

Скажу по секрету: я и сам иногда ропщу. Потому что если взглянуть на мою жизнь глазами человека неверующего (а он где-то в глубине души ещё живёт), она не стала легче или успешнее. Даже наоборот. Здоровье стало хуже. Заработок уменьшился. Ребёнок родился инвалидом. Жена не уверовала. Ну, или если не так глобально, машину разбил, в отпуск отправили не тогда, когда нужно, и летом будет большая проблема — как быть с ребёнком.

Разве так должна выглядеть жизнь победы? Разве так наступают на аспида и василиска? Где обетования? Или может быть, я что-то не так делаю?

Разумеется, я многое делаю не так. Но это далеко не вся проблема, это её верхушка. Потому что главное, что я делаю не так — это начинаю предъявлять претензии Богу. Мне хочется комфорта.

А Он и не обещал, что в жизни всё будет гладко. Мало того, даже исполнения при моей жизни Своих Собственных обетований Он не обещал (Евр. 11:36-40). Как бы парадоксально это ни выглядело.

И что же я тогда ропщу? И если ропщу уже сейчас, выглядя вполне благополучным человеком, что что станет, когда встречусь с настоящими трудностями?

Зачем мы ропщем, на что надеемся, припоминая Богу, что Он говорил Израилю «Головой будешь, а не хвостом» (а мы ведь, христиане, даже не простой Израиль, а духовный!)? Разве голова наша должна быть на земле? И вообще, разве об этом мы должны думать?

Недовольство вползает в жизнь незаметно. Сначала к неудачам относишься легко. Будет время исправить, а если не будет — значит, так Богу угодно. Потом начинается лёгкое раздражение. Ведь вроде бы стараешься всё правильно делать, да с молитвой и с испрошением Господнего благословения. А Он иной раз так благословит, что не знаешь, куда бежать. И тут почва начинает уходить из-под ног: а где вообще эти благословения, что они собой представляют? Не получается ли, что я просто небо копчу своими молитвами и воплями, а Он там улыбается и посылает мне новую бяку? Тем более, вот, я вижу людей, Бога не знающих и при этом здоровых и успешных. Здравствуй, неверие!

Между тем, как ни странно, рецепт изложен в том самом процитированном мною 1 Послании к Тимофею, только чуть ранее.
«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6:1-5).

Что может быть хуже рабства? И тем не менее наша вера нас от него не освобождает. Мы остаёмся обычными людьми, зависящими от земного притяжения, воздуха и благосклонности других людей, ничуть не лучших, чем мы сами. Благочестие не служит для прибытка. Может, конечно, и послужить, но на самом деле не для того оно приобретается.

А для того, что оно само по себе — великое приобретение! Это одна из тех самых жемчужин, из которых будут сделаны ворота Небесного Иерусалима. Вещь совершенно бесполезная с утилитарной точки зрения, но невероятно ценная. Потому что приобретается вот этими разочарованиями и несбывшимися надеждами, тратой душевных сил. Как и настоящая жемчужина в раковине моллюска получается из песчинки, чужеродного раздражающего объекта.

«Придите ко мне, труждающиеся и обременённые, — сказано, — и успокою вас.» Не избавлю от труда и бремени, а успокою. «Войдите в покой мой!» Выйдите из суеты, перестаньте чего-то ждать, на что-то надеяться, сосредоточьтесь на Мне. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог».

Если мы пришли к Богу, чтобы нам стало легче жить — это вряд ли по адресу. К Нему надо идти за спокойствием.

Забыть о самом себе, о своих разочарованиях, о несбывшихся надеждах. Отдать Христу думы о тяжкой доле, нездоровье и неуверенности в завтрашнем дне. Даже радость свою не замечать, а раздавать другим. И просто идти по жизни следом за Ним.

«Вот, — скажут, — он улыбается, а на самом деле у него всё плохо. Носит маску, уговаривает себя и других, что этот удел лучший».

Такая улыбка неискренна? Может быть. Хотя зачем тут нужна неискренность? А может быть человек просто нашёл то, что искал всю жизнь — покой в Господе. И переживает свои трудности с улыбкой, как должное. Всё равно они рано или поздно закончатся, ведь на земле мы не вечно. И за минутой слабости, когда хочется биться головой об стену, наступит время покоя. Настоящего, от Господа, уходящего корнями в вечность.

Не укоряйте в неискренности и не завидуйте. Попробуйте сами вернуться в Его покой. Вот сейчас, когда всё плохо, и ниоткуда нет утешения — самое время. Потом может быть поздно...
Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах

Опровергает ли эволюция "аргумент от замысла"?
  Следующие 20 >>