анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Национальность как герменевтический ключ

Андрей Суховский, Санкт-Петербург

Поскольку Бог говорил, используя человеческий язык, Слово Божье обусловлено культурно-историческим контекстом. «Богочеловечность» Библии нельзя игнорировать. Но мы совершаем ошибку, когда начинаем обожествлять человеческий элемент в Писании или очеловечивать Божественный.

Иудейская культура была лоном, в котором сформировался язык Божественного откровения. Но это не дает нам права обожествлять эту культуру или просто превозносить ее над другими. Часто можно услышать тезис о том, что знание еврейской культуры является герменевтическим ключом к пониманию Библии. Иногда это справедливое (хотя и неполное) утверждение удивительно трансформируется.

Некоторые сторонники мессианского иудаизма настаивают, что евреям Писание открывается как-то по-особенному. Для того, чтобы увидеть глубины Библии нужно быть евреем (или хотя бы жить по-еврейски). Неофитам этого движения предлагается читать Писание через призму еврейской культуры, еврейского менталитета и т.п.

Здесь необходимо отметить несколько моментов.

1.Что подразумевается под еврейским взглядом, еврейской культурой? Любая культура, в том числе и еврейская, динамична, изменчива. Примером может служить «еврейское» прославление. Во многих евангельских церквях звучат песни на еврейские мотивы. Это, конечно, дает ощущение приобщенности. Вот мы поем как евреи, понимаем Библию как евреи и т.п.

Однако современная еврейская музыка имеет отношение к еврейской музыке первого века примерно такое же, как черная шляпа хасида к сандалиям Моисея, или идиш к арамейскому. Чтобы понять псалмы нужна не современная еврейская культура, а еврейская культура времен царя Давида. Взгляд современного еврея на Библию не имеет никаких преимуществ перед взглядом японца или финна. Этническая принадлежность не является герменевтическим ключом.

2. На формирование Нового Завета и богословия ранней церкви оказал влияние не только иудаизм, но и греческая культура. Когда предлагается читать Новый Завет с «еврейской перспективы», часто забывается, что его необходимо читать равно и с «греческой перспективы».

Справедливо, что сложно понять Новозаветную керигму без знания иудейского контекста первого века, но знание греческой культуры первого века не менее важно. Что же касается Ветхого Завета, то здесь многие тексты необходимо трактовать с учетом литературных традиций, сформировавшихся в Египте и Месопотамии.

3. Не существует священного языка и священной культуры. То, что Бог пожелал использовать древнееврейский для Ветхого Завета и древнегреческий для Нового Завета достаточно показательно (Бог может использовать любой язык). В определенное время произошло преосуществление языка человеческого в язык божественного откровения. Но вне этого тайнодействия язык остался языком, и носители данного языка не ближе к благодати, чем жующие булку на завтрак к таинству евхаристии.

4. Если призма еврейской культуры так хорошо раскрывает суть Библейского откровения, то как объяснить, что еврейский народ в большинстве своем не увидел весть о Мессии в Танахе и не принял Его? (Ин.5:39; Ин.1:11; 2Кор.3:13-16).

Око-личности
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>