анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Экстрим и христианство

Михаил Чернявский, Хабаровск

Культура осторожности провоцирует и культ острых ощущений
Культура осторожности провоцирует и культ острых ощущений
Психология экстрима

Жизнь современного человека на первый взгляд стала безопасной и комфортной как никогда прежде в истории человечества. Один из объективных тому показателей – рост уровня средней продолжительности жизни. Полагаю, нам слишком знакомы рекламные слоганы культуры осторожности: «безопасный транспорт», «безопасные технологии», «безопасный секс» и т.п. В школах отдельным предметом преподают «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

С другой стороны, культура осторожности в наши дни спровоцировала культ риска и острых ощущений. С середины 50-х прошлого столетия и по сей день происходит лавинообразный рост экстремальных видов спорта и увлечения ими. Индустрия развлечений бесперебойно выдает технические новинки любителям пощекотать нервы. Кроме того, к своей страсти можно отнестись серьезно и выбрать одну из «опасных» профессий или через бизнес окунуться в пучину экономических рисков.

Отношение психологов к экстремальным пристрастиям также претерпевало изменения. На основе идей Зигмунда Фрейда большинство психоаналитиков первой половины XX века рассматривали тягу к риску как патологию. Чаще всего стремление преодолевать естественные человеческие страхи объясняли скрытым чувством мужской неполноценности или тягой к самоубийству.

В начале XXI века по-прежнему не трудно найти психологов, склонных диагностировать, например, альпиниста, как человека с выраженной аутоагрессией. Но в целом, специалисты, изучающие поведение людей в стрессовых ситуациях, уже не будут негативно настроены к обостренному желанию пройтись по лезвию бритвы. У мужчин выброс адреналина компенсирует врожденную агрессивность, общественное признание и вздохи поклонниц – значимость и сексуальную энергию. Подавление же естественных страхов среди женщин современный психолог, скорее всего, объяснит отклонением от нормы.

Адреналинщиками в не меньшей степени, нежели спортсмены, являются болельщики и фанаты. Причем нередко агрессия в данном случае не компенсируется, а идет рука об руку с выбросами адреналина, норадреналина, соматотропина (гормона роста) и кортизола. Человек может вести совершенно нездоровый образ жизни и при этом добывать в себе адреналин перед телевизором.

Не случайно огромной популярностью на канале «Discovery» пользуются приключенческие передачи бывшего британского спецназовца, а ныне известного телеведущего Беара Гриллса. В программе «Хуже быть не могло» Гриллс показывает и объясняет правила поведения при различных природных катаклизмах или техногенных катастрофах. А в «Выжить любой ценой» он демонстрирует умение выживать в дикой природе, для чего высаживается в совершенно нелюдимых местах, преодолевает опасности и периодически ест насекомых и фекалии животных, добывая таким экзотическим способом питательный белок.

Не доказано, что риск – благородное дело, но благородное дело – это почти всегда риск. (В.Л. Туровский)
Фатальные глупости номинируются в наши дни сатирической виртуальной Премией Дарвина (www.darwinawards.com). По официальной версии, награда вручается за «исключение ущербных генов из генофонда человечества» и в ряде случаев может присуждаться живым людям, потерявшим репродуктивные способности в результате нелепого несчастного случая, произошедшего по их собственной глупости. Об этом сняты фильмы, изданы книги.

Любители выполнить что-нибудь весьма экстравагантное «на слабо» – отдельная категория. Кстати, говорят, самым экстремальным поступком в нашей стране по-прежнему считается поедание чебурека на Курском вокзале.

Современные психологи среди прочих видов зависимостей выделяют и так называемую рискозависимость. Основная ее проблема в том, что человек, испытавший мощный выброс адреналина в определенной экстремальной ситуации, может «подсесть» на эти волнующие ощущения, а впоследствии всячески стараться испытать их снова и снова. Кроме того, зависимый ради новых ощущений будет стремиться повысить дозу вплоть до вполне предсказуемого финала.

В группу риска относительно рискозависимости попадают люди с врожденной жаждой острых ощущений. Однако личностные черты человека всегда обусловлены множеством внешних факторов, и в частности культурой и социально-статусными обстоятельствами. В группе риска оказываются и подростки, особенно мальчики. Последние склонны идти на неоправданный риск в основном по причине страха быть отвергнутыми сверстниками.

В России желание выполнить дело качественно, в срок, предусмотрительно и по инструкции традиционно считается занудством и идиотизмом. Люди в плену равнодушия и различных типов безрассудства. Отсюда нескончаемая череда трагедий по причине пресловутого человеческого фактора. Наше общество в опасности, потому что на ошибках не учимся, после ошибок не лечимся.

Итак, мы являемся частью цивилизации, менталитет которой с одной стороны вожделеет мира и безопасности, а с другой – подвержен неудержимой страсти острых ощущений. Современные социологи пользуются специальным термином – «общество риска». Философия экстрима состоит в достижении обостренного чувства жизни путем постоянного балансирования на грани жизни и смерти. Из уст современных молодых людей нередко можно услышать, что они не хотят дожить до старости со всеми ее минусами, но блеснуть максимально ярко и уйти в расцвете сил.

Богословие экстрима

Много ли нового заключено в безалаберности, экстремальных страстях и чаяниях наших современников? В свете Писания – ничего. «Будем есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем». Просто для реализации данной философии появились новые технические возможности, да высвободилось больше времени. Только и всего.

В то же самое время на страницах Библии есть место здравому риску. Мало кто знает, что идея популярного выражения – «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» – коренится в библейской литературе мудрости. В книге Екклесиаста 11:4 сказано: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать». Этим словам несколько тысяч лет, а смысл их актуален и для современного урбанистического общества.

Успех протестантской трудовой этики помимо всего прочего объясняется способностью предпринимателя здраво оценивать существующие риски и принимать смелые решения. Ходить верой, а не видением, всегда дерзая на большее. Особо ярко эти принципы были реализованы в среде религиозных нонконформистов Западной Европы. В России ярчайший тому пример – старообрядческое купечество. «Если бы никто никогда не рисковал, Микеланджело расписал бы фресками пол Сикстинской капеллы», – сказал голливудский сценарист Нил Саймон.

Далее в упомянутой нами главе Екклесиаста читаем: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (11:9).

Уверен, цель этих Божьих слов не в том, чтобы испортить настроение молодым людям, гневно потрясая вдогонку кулаком и рассыпая предусмотрительные проклятия. Так не делает Господь, Которого я знаю. Молодежь, пользуйтесь возможностями юности, пока не пришли издержки старости (о них речь в следующей главе мудрого автора). Только пусть в веселье вашем не будет греха, но любовь к Создателю, Который и сотворил человека для счастья и радости.

Приведу экстремально-богословский пример. Один из ведущих современных библеистов Николас Томас Райт на страницах своего популярного комментария к Евангелию от Луки сделал неожиданное признание: «Одной из самых заметных перемен в моей жизни за последние тридцать лет (не считая того, что я все больше лысею) стало то, что я изменил свое отношение к альпинизму» [М., 2008. С. 249]. Н.Т. Райт по молодости лет в течение десяти лет увлекался скалолазанием. А теперь, – пишет богослов, – не осталось ни малейшего желания «упираться ступнями в крошечные горные выступы и болтаться в воздухе на высоте больше тридцати метров». Осталось лишь желание ходить по холмам.

Лично меня экстремальные виды спорта не привлекали никогда, но дух авантюризма мне знаком. В юности более всего был увлечен спортивным ориентированием. Очевидно, у меня нет врожденной жажды острых ощущений, раз уж для счастья мне было достаточно носиться по лесу с картой и компасом. Хотя прошлым летом, вторично оказавшись на Кавказе, я снова испытал непреодолимое очарование и тягу гор. Взобравшись спозаранку на гору Каракент (1232 м), я расположился на обрыве. Видя перед собой голубую ленту Кубани, тысячелетний Шоанинский храм, а вдали двуглавый заснеженный Эльбрус, я восторженно читал восьмой псалом и прославлял Всевышнего.

Так что же делать с этой тягой покорять очередные вершины или наоборот глубины земли и вод? Новый Завет достаточно говорит о правильном отношении человека к собственному телу, временнЫм и денежным ресурсам и личному призванию. Полагаю, именно на стыке трех упомянутых составляющих и находится христианский подход к дайвингу, например, или роуп-джампингу.

Другими словами христианину следует задаваться следующими вопросами. (1) Отношусь ли я к своему телу как к храму Святого Духа, и как это видно в моих действиях? (2) Какие приоритеты выявляют мой бюджет и распределение времени? (3) Насколько мои увлечения способствуют реализации Божьего призвания как личного смысла жизни? Здесь же оговорюсь, что право и необходимость отдыха закреплено не только гражданским законом, но прежде всего четвертой заповедью декалога.

Таким образом, когда мариупольский пастор Геннадий Мохненко в очередной раз тащит в горы беспризорников, скорее всего он и занимается практической реализацией благочестия. А оно выгодно отличается от спорта как самоцели, поскольку полезно и в физическом, и в духовном аспектах (см. 1Тим.4:8).

Превращение же активного образа жизни или собственного тела в культ – бедствие отнюдь не новое. Сознательно или страстно заигрывать со смертью чревато. Об этом с присущей ему меткостью удачно выразился на страницах «Оружия христианского воина» Эразм Роттердамский: «Тот, кто любит опасность, заслуживает того, чтобы от нее погибнуть» [М., 2000. С. 153]. Не стоит искушать Господа.

Экстрим христианской жизни

Во многих наших домах молитвы уже стоят теннисные столы, существуют футбольные команды, а молодежь активно отдыхает за городом, играя в пейнтбол или катаясь на сноуборде. За примерами снова далеко ходить не нужно. Дьякон одной из церквей нашего города уже много лет всерьез увлечен малой авиацией. И Господь, видя посвященность и целеустремленность, дал самолеты, возможность учиться летать и учить этому других. Миссионеры нашего таежного региона весьма заинтересованы в продолжении столь смелого проекта.

Стоит ли пойти дальше и открыть при церкви секцию паркура, которую возглавит христианин с врожденной жаждой острых ощущений? Может и стоит, решать и расхлебывать вам и вашей инновационной общине. Гораздо больше меня заботит другое.

В чем смысл христианства? Какой вывод сделает обычный неверующий человек, глядя на нас? Иногда у меня складывается впечатление, что содержание наших проповедей сводится лишь к тому, чтобы люди покаялись и были хорошими. Наши молитвы можно обобщить просьбой о Божьем благословении на проведение жизни тихой и безмятежной. А львиная доля финансов поместных церквей уходит на содержание зданий, церковные праздники и евангелизационно-тусовочные концерты.

Мне знакомы и исключения из этой общей патовой ситуации. Но в целом, не выглядит ли наше христианство безжизненно и уныло? Притом вне зависимости от того, насколько мы способны идти в ногу со временем, ведь мы сейчас не об этом. В Писании я нахожу всемерное подтверждение теории естественного роста духовно здоровых христианских общин. А на практике вижу обратную картину или просто верю на слово тем, кто рассказывает о сверхъестественном росте церквей в дальних странах. Или мы действительно нездоровы?

Уверен, что прочитав словосочетание «экстрим христианской жизни», у многих верующих в сознании автоматически возникает череда бесконечных внутрицерковных конфликтов и дрязг. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15). Выходит, у экстрима такого рода также велика вероятность летальных исходов.

Американец Шейн Клэйборн – один из наших современников, разочаровавшихся в традиционном христианстве. Притом он ни на кого не бросается с едкой критикой, а просто живет и проповедует нечто альтернативное. Описывая служение своей общины «Простой Путь» в Филадельфии, он мечтает и говорит о неизбежности кроткой революции посвященных Богу пророков, которые смеются, танцуют и любят.

Ш. Клэйборн пишет: «По моему глубокому убеждению, мы теряем детей, которые уходят в наркотики, в материализм, в мир насилия и войны, не потому, что мало призываем их дерзать. Это объясняется тем, что мы сделали Евангелие слишком легким, а не тем, что мы сделали его слишком трудным. Юноши хотят делать что-то героическое, именно потому они играют в видео-игры или записываются в армию. Но что им делать в церкви, которая учит ходить на цыпочках, чтобы безопасным образом дожить до своей смерти?» [Путь. М., 2010. С. 207].

Вопрос этот не зависит от конфессии или возраста конкретного человека. Это вопрос каждого в отдельности и его отношений с Богом. Что или кого я действительно люблю? На что я действительно трачу свою жизнь? Есть ли в ней нечто настоящее, переходящее в вечность? Является ли мое личное христианство громогласным вызовом и немым укором мертвому и одержимому страстями окружению?!

Наш Учитель Иисус прожил на земле краткую, невероятно экстремально-благочестивую жизнь. Рекламируя Свое учение, Он гарантировал Своим последователям неприятности. Он посылал Своих учеников в мир, как овец среди волков. Самый экстремальный из его апостолов говорил, что только одного желания жить благочестиво под руководством Христа будет достаточно для серьезных проблем. А другой апостол, которого лишили жизни, распяв вниз головой, размышлял о том, что быть христианином – это и честь, и участь одновременно.

Попасть в Небесное Царство можно только путем веры, а на пути в вечность нас неизбежно ждут захватывающие приключения и Божьи сюрпризы. Терпеливо трудясь над нашим внутренним человеком, Господь может не поступиться внешней храминой. Формируя христианский характер, добиваясь духовной зрелости, освящая и воспитывая нас, Небесный Отец будет проводить нас через трудности и кризисные ситуации. Жизнь с избытком больше связана с верой и сердечным покоем, нежели с материальным благополучием.

Слово о кресте – это безумие и юродство. Цена ученичества – ненависть к самому дорогому, благочестие, готовность умереть за Учителя и самоотречение. Исполнение Божьей воли всегда требует от пилигримов мужества, стойкости и верности. Упомянутые истины не зависят от наличия или отсутствия преследований христиан в отдельно взятой стране. Это транскультурные и вневременные принципы сораспятия Христу. В этом и заключается экстрим христианской жизни. Так мы рискнем или снова развлечемся?
Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах

Опровергает ли эволюция "аргумент от замысла"?
  Следующие 20 >>