анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О платках и опоясаниях

Сергей Худиев, Москва

Сотни тысяч людей выстаивали многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к святыне
Сотни тысяч людей выстаивали многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к святыне
Традиция почитания реликвий (и паломничеств к этим реликвиям) очень глубока и в Православной, и в Католической церквях. В то же время она остается предметом резкой критики со стороны христиан-протестантов.

Традиция обусловлена историей, ее отвержение - тоже. Лютер видел в реликвиях яркий пример того упадка, в который пришла Церковь, грубое суеверие, которое следовало отбросить, чтобы вернуться к библейским корням христианства.

Сегодня, когда мы видим, как сотни тысяч людей выстаивают многочасовую очередь, чтобы прикоснуться к поясу Богородицы, многовековая полемика переживает новое обострение. Не претендуя на то, чтобы закрыть ее, я все же сделаю несколько пояснений.

То, что почитание реликвий может становиться предметом злоупотреблений, не является предметом полемики; предметом злоупотреблений может становиться все, что угодно, до изучения Писания включительно. Спор идет скорее о том, не является ли такое почитание в принципе, в любом случае, злоупотреблением.

Идея, что святые могут творить чудеса по просьбе верующих, да еще через материальные вещи, такие как предметы их одежды, может показаться некоторым современным христианам вопиюще небиблейской и бессовестно языческой.

Что же, Библия не всегда удовлетворяет строгим критериям «библейскости». Как сказано в книге Деяний: “Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них” (Деян.19:11,12).

Платки и опоясания - материальные предметы, которые принадлежали святому апостолу Павлу, и Бог через них совершал чудеса. Опоясание с тела святого, через которое Бог являет Свою благодать - это не что-то, выдуманное суеверными людьми в средние века. Это засвидетельствовано непосредственно в Священном Писании.

В восприятии православных (и католиков) Церковь - семья, в которой есть семейные реликвии. Предметы, которые напоминают нам о наших родных, братьях и сестрах. О тех, кто уже вышел из тела и водворился у Господа, но, по воле Божией таинственно продолжает принимать участие в нашей жизни – потому, что единство любви, которое мы обретаем во Христе, не расторгается физической смертью.

Лютер восставал против паломничеств, как против попыток заработать спасение, которое уже раз и навсегда заработано для нас Христом. Но паломничество - это не зарабатывание спасения; это внешнее путешествие, которое служит средством внутренней работы.

Люди постятся, или уходят в уединение, или налагают на себя суровые ограничения, или предпринимают трудное паломничество – потому, что внутренняя работа совершается через внешнюю, потому, что сильное стремление к Богу проявляет себя через преодоление преград, которые человеку внешнему могут показаться совершенно непонятными и надуманными.

Было бы наивно пытаться поставить точку в многовековой полемике, поэтому я просто ограничусь призывом воздержать от суда и, если какие-то элементы другой христианской традиции остаются непонятными, просто так и сказать - “мы не понимаем”.
 
Михаил19.2.2012
Сергей, ну это не так уж однозначно. А как же платки, о которых говорится в Новом Завете, например? Я уже не говорю о ветхозаветных традициях.
СершейВ (Донецк)19.2.2012
Вера христианина основывается не на чудесах и знамениях, но на Слове Божием. Нигде в Н.З. нет и тени намёка на то, чтобы вещи ипредметы возводить в ранг реликвий, написано: „Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему Одному служи...Мф.4-10. Это слова Самого Христа. Нигде в Н.З. не и тени намёка на поклонение матери Иисуса как „Заступнице"христианского рода. И ПЕРВАЯ молитва которой научил Христос Своих учеников была „Отче наш...”. И никогда Иисус не учил молиться умершим людям. Некоторым людям Он сказал: „-Лицемеры...”потому, что они заменили заповедь Божию постановлением человечески. Опасно когда вера строится на зыбком основании,т.е. на человеческом мнении или на человеческом опыте жизни." ПОКАЙТЕСЬ и веруйте в ЕВАНГЕЛИЕ" (Мк.1-15).
бунгур6.12.2011
"Русский человек без Веры - дрянь"
Ф.М. Достоевский
Илларион (Москва, Россия)30.11.2011
Я не понимаю, для меня это чуждое явление, хоть я и по национальности русский и русская культура - моя родная культура!
бунгур29.11.2011
Миллионые очереди к Поясу Пресвятой Богородицы, свидетелями которых мы стали в последние дни, – это проявление истинной религиозности русского народа и особого почитания русскими людьми Божией Матери. На самом деле, во всех религиозных семьях первую молитву, которую ребёнок учит (я по своему детству могу сказать) – это «Богородица, Дева радуйся». Вторая молитва – это «Отче наш». Это молитвы, которым обучают обычно бабушки. И Дева Мария, для многих – это образ Заступницы усердной рода христианского.

Любопытно в этом плане, что один американский проповедник (по-моему, Билл Грэм) произнес такую фразу : «если современному американцу во сне явится Ангел Божий и скажет утром иди в церковь, то пробудившись, американец побежит не в церковь, а к психиатру или психологу». То есть, есть люди, которые скептически настроены к проявлениям Божией силы, и они считают, что чудеса невозможны. Но чудеса окружают нас. В своем романе «Братья Карамазовы» Достоевский пишет, что человек, который верит в чудо, происходит из реальности Бога. А если Бог реален, то как Творец, Он вносит любые коррективы в мир, который нас окружает. Поэтому, чудо так же реально, как восход и заход солнца, потому что это тоже чудеса Божии.
Протоиерей Олег Стеняев, специально для «Русской линии»
Сергей29.11.2011
Это потому,что Мак-Артур и Брянчанинов придерживаются классического толкования новозаветных текстов о чудесах.
Схимник (провинция)29.11.2011
Беда православия в том, что богословие его, действительно богатое, часто очень далеко от православия бытового. А причина вновь в том, что не научены люди. Центр тяжести смещен в обряды и предания. Кстати, Брянчанинова в данном случае вообще можно перепутать с каким-нибудь Мак-Артуром. Уж очень в унисон.
Сергей29.11.2011
На счет свидетельства Библии. Исцеление от платков было знамением, подтверждающим апостольства Павла. А не того, что платок превратился в реликвию, вещь в себе, которая излучает благодать.

Игнатий (Брянчанинов) "О чудесах и знамениях":

Знамения были наиболее предназначены для убеждения и приведения к вере людей чувственных, занятых попечениями мира. Погруженные в житейские заботы, постоянно пригвожденные душою к земле и делам ее, малоспособны оценить достоинство слова: милосердое Слово привлекало их к спасению, даруемому словом, посредством видимых знамений, которые, составляя собою вещественное убеждение, действовавшее чрез чувства, приводили немощную душу к всемогущему, спасительному Слову. Уверовавшие по причине знамений составляли низший разряд верующих во Христа.


Когда же насаждена была повсеместно вера, насаждено было слово; тогда отъяты знамения, как окончившие свое служение.[83] Они престали действовать в обширном размере и повсюду: совершали их редко избранные святые Божий. Иоанн Златоуст, отец и писатель 4-го и 5-го веков, говорит, что в его время уже престало действовать дарование знамений, хотя еще были по местам, особливо между иноками, мужи знаменоносные.[84] С течением времени знаменоносные мужи постоянно умалялись. О последних временах святые отцы предсказали, что тогда знаменопосланных мужей не будет.
Схимник (провинция)28.11.2011
бунгур, я не к вам, а к автору заметки обращался. с вами беседовать - ни малейшего желания.
бунгур28.11.2011
Схимнику
Русские пошли к поясу Богородицы по зову сердца и вере в помощь Божьей матери.
Или вы, думаете, что миллион (!) верующих русских людей "купились на рекламу" РПЦ?
Внутренне преображение христианина всегда проявляется во внешних признаках. Это же очевидно! Одним из проявлений этих преображений является поклонение Кресту, иконам и вещам которых коснулась Божья Благодать.
P.S. Очередь к православным святыням не бывает "бешенной", это неудачное определение.
Схимник (провинция)28.11.2011
Сергей, мы понимаем, но иначе. Еще и тень проходящего Петра исцеляла, да и брошенный в могилу Елисея покойник воскрес. Дело не в том, что кто-то в Писании при изучении пропускает неудобные фрагменты. Суть христианства во внутреннем преображении в результате встречи со Христом и рождения свыше. А кто людей, отстоявшим эти бешенные очереди к ларцу, напрвил к Иисусу?!
бунгур28.11.2011
Нравятся мусульмане? Но у них НЕТ подобных святынь, Читатель!
Кстати, христиане Европы совершали паломничество в Палестину с давних времён.
Про часть пояса Богородица, просто не знали. Не было разговоров по ТВ.
А этот сюжет (про часть пояса) показали, чтобы представить православных Москвы глупцами.
vovchik28.11.2011
все эти пояса и руки и пр. - бизнес. клюют на эти штуки или православнутые или искренние христиане из православных, которые уважают мнение церкви. и здесь налицо вина рпц мп как организации. это они раздувают нездоровый ажиотаж вокруг этих предметов, так что не нужно, сергей худиев, апеллировать к книге деяний в попытке легализировать "чудеса". здесь вы становитесь на одну доску с харизматами. а она очень скользкая.......
читатель28.11.2011
бунгур, тогда уж логичнее было в качестве примера привести мусульман, который совершают хадж за тысячи километров. Кстати, а как вы объясните, что аналогичная святыня (часть пояса), которая хранится в храме неподалёку, никаких толп не привлекает?
бунгур28.11.2011
Сергей, не надо лукавить!
Именно православные, а не католики СУТКАМИ стоят к поясу Богородицы. Именно русские женщины почитают Божью Матерь, как истинные христианки. Именно в России, а не в Европе к Святыне прикоснулось около миллиона человек!
Нет у католиков такой веры и такого терпения, как у русских.
Не ровняйте католиков и ПРАВОславных.
Например, во Франции хранится Терновый венец, Спасителя, голова Иоанна Крестителя и многие другие святыни. Вы, слышали о километровых очередях французов к ним?
Нет? Тогда зачем писать о каком-то единстве папистов и православных?
 
Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий
  следующие 20 >>