анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Псалом-панегирик

Андрей Суховский, Санкт-Петербург

Соломон и Давид
Соломон и Давид
Псалом 44 входит в цикл мессианских псалмов. Верующие усматривают в хвалебных песнях царю прославление Мессии. Если смотреть на этот псалом через призму откровения о царстве Иисуса Христа, проблем не возникает. Бог достоин сугубой хвалы. Однако изначально этот псалом был адресован не Христу. Полагают, что сыны Кореевы посвятили хвалебную песнь Соломону. Повод – его женитьба на дочери фараона (3Цар. 3:1).

Перед нами придворный панегирик, славословие действующей власти. При этом сыны Кореевы не скупятся, расточая любезности. Не Мессия здесь уподобляется царю, а царь – Мессии. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки» (Пс.44:3). И даже так: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8).

Представьте, если бы кто-то стал прославлять подобным образом ныне действующих политиков. Конечно, они не чета Соломону. Но ведь и Соломон был не без греха, и мы помним, что он не оправдал славословий, данных ему авансом. Так или иначе, эта «песнь любви» находится в Псалтири. Мы видим, как среди хвалы, звучащей к Богу, затесался псалом, беззастенчиво прославляющий человека, панегирик царю. Стих созданный для исполнения не в храме, а во дворце. Возникает два вопроса:

Во-первых, разве можно так прославлять власть?

Во-вторых, разве можно размещать такое славословие в Псалтири?

На первый вопрос можно сразу ответить отрицательно. Человеческая власть не достойна подобных «аллилуй», особенно из уст левитов, чьей задачей было прославление Бога. Отношение церкви к светской власти не должно быть сервильным. Надеющиеся на князей будут постыжены.

Второй вопрос более сложен. Почему эта ода царю в Псалтири? В своем буквальном значении текст представляется образцом придворной лирики, а возможно даже и пропаганды. Однако важен другой смысл, который и разглядела в псалме община верующих. Праведный, мудрый царь становится прообразом истинного Помазанника. Аллегорическое толкование псалма приводит нас к образам Мессии-царя, Церкви-невесты, брачного пира Агнца и воцарения Божьей справедливости на земле. Буквальное значение текста, конечно, должно учитываться, но вряд ли стоит им ограничиваться.

Око-личности
 
 
"Нас ради человек…"

Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?
  следующие 20 >>