анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Революция сознания

Михаил Чернявский, Хабаровск

Для обретения свободы не всегда достаточно просто избавиться от кандалов
Для обретения свободы не всегда достаточно просто избавиться от кандалов

«Я имею в виду, что в моем сознании есть нечто, что отравляет все остальное». В.В. Набоков, «Лолита»

Нам нужна революция! Революция духа и сознания! Мы действительно исчерпали лимит всех других революций, а от рабского мышления так и не избавились. В России веками насаждалось и культивировалось рабское сознание. Прежде всего, его требовала форма власти в нашей стране, которая, «отатарившись», стала более всего тяготеть к восточному деспотизму. Сформировалось и соответствующее отношение к власти. Она рассматривается как самоцель и средство наживы.

Массовое сознание в таких обстоятельствах неизменно поражается бесхозяйственностью и халатностью с одной стороны, и мышиной возней угодничества и подхалимажа – с другой. Как писал Г.Р. Державин: «Раб и похвалить не может, он лишь может только льстить». Человек в таком случае застревает на самой примитивной стадии морального развития. Решения принимаются на основании личных потребностей и чужих правил.

Рабское сознание аморальным считает лишь то, за что наказывают. Оно весьма конформно, готово подчиняться авторитетам, чтобы избежать неприятностей и неспособно видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

В детстве мы не любили вытирать пыль по углам и за шкафом, а если и делали это, то в основном по причине боязни наказания. На день рождения нам желали слушаться родителей и учиться на «4» и «5», и это было нормально и своевременно. Но если мы однажды не увидели ценности послушания самого по себе и не научились видеть интересы других, нам предстоит умереть рабами инфантильного эгоизма.

Раб знает, он должен делать то, что ему говорят. Еще он знает – прав тот, кто сильнее. Вот почему на предприятии мастер-раб вновь заставит рабочих-рабов носить трубу кругами, когда узнает о приближении к их участку комиссии. Вот почему при отсутствии видеонаблюдения культуролог с рабским сознанием опять станет вандалом, а раб-полиционер – старым оборотнем в погонах на новой форме.

Я самолично слышал из уст капитана полиции его жизненное кредо: «У этого государства нужно только воровать и продавать». Отечественное рабское сознание породило собственную мораль: если ты не воруешь у государства, ты обкрадываешь семью. Пес, который лает на прохожих только перед хозяином, и тот выглядит гораздо благородней! Поэтому раб-чиновник снова будет организовывать и контролировать фальсификацию результатов всенародного голосования, а интеллигентные рабы-наблюдатели искренне отстаивать легитимность лжи.

Еще в феврале 2010 года Национальным институтом развития современной идеологии (!) был выпущен документ под названием «Нравственная основа модернизации: Аналитический материал к заседанию Центра социально-консервативной политики партии “Единая Россия”». Документ содержит три тезиса: «(1) Православие, как нравственная основа модернизации; (2) Патриотизм – это гражданская религия современного общества; (3) Работать на Россию!» На мой взгляд, сложно воспринять данные тезисы в качестве чего-либо действительно нравственно-модернизационного помимо программы зомбирования электората и культивирования рабского сознания.

Вот и получается, крепостное право отменили полтораста лет назад, а слова Н.А. Некрасова актуальности не теряют:

«И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли».

В чем проблема теплохладной жизни тех христиан, которых Писание называет плотскими и душевными? В том, что они снова вернулись к рабскому мышлению. «Ведь они своими напыщенными и пустыми речами завлекают и ловят на приманку необузданных желаний плоти тех, кто только-только стал удаляться от людей, живущих во лжи. Они обещают им свободу, будучи сами рабами у погибели. Ведь кто чему покоряется, тот тому и раб. Потому что если они, благодаря познанию Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, бежали от мерзостей этого мира, но, снова запутавшись в них, опять ими покорены, то это последнее для них хуже того первого» (2Пет.2:18-20, РБО).

Вернувшийся к прежним ценностям и сознанию материалиста христианин – это угроза для церкви и погибающего общества. Прожигая свою жизнь, он отдаляет духовное Пробуждение своего народа своей номинальной, мертвой верой. А потом в среде верующих людей звучат обеспокоенные слова: «Братья, не надо как для Господа! Сделайте как для себя!»

Серые и никчемные будни людей с рабским сознанием – это беда. Но иной раз рабы могут и взбунтоваться, сбросить с тронов своих царей, даже занять эти троны и в результате стать авторами еще больших бед. История пестрит подобными примерами. Один из библейских авторов – мудрый Агур понимал, что дело не в социальном статусе человека, а в его сознании и ценностях. Он говорил: «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей» (Пр.30:21-23).

Чаще всего раб апатичен, производительность его труда невелика, так как отсутствует личная заинтересованность. Но даже раб-бунтарь не способен мыслить здраво и свободно. Поэтому его бунт «бессмысленный и беспощадный». Пожалуй, лучшее и высочайшее средство социальной борьбы, которое известно на сегодняшний день человечеству называется «ненасильственным сопротивлением». Это подтвержденные практикой идеи Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Понять их, а уж тем более реализовать, рабское сознание просто не в состоянии.

Православные активисты все громче и настойчивей предлагают создать политическую партию, а может даже партии под эгидой Московского патриархата. Впрочем, РПЦ и без этого существует на правах министерства духовных дел Российской Федерации. Стоит ли добавлять к партии власти партию конфессии власти? Думается, данные инициативы способны лишь еще более отдалить страну от заветного соответствия ее собственной Конституции.

Вместе с тем очень жаль, что представить себе существование мало-мальски влиятельной партии христианских демократов в нашей стране сегодня нереально. На конфессиональном барометре властных структур евангельские церкви по-прежнему рассматриваются между шкалой терпимых и шкалой гонимых.

Суть современной глобальной экономической системы – это эксплуатация, то есть рабство. После Второй мировой войны произошел демонтаж колониальной системы, но эксплуатация этих регионов изменила лишь форму, став экономической. Согласно идеологии агрессивного капитализма не имеет ценности все то, что не имеет экономической эффективности. Коммерциализация человеческого восприятия насаждается в основном за счет СМИ, которые ориентированы на прибыль или обслуживают власть, а поэтому занимаются оболваниванием людей, развлекая рабов.

Современная массовая культура – это культура рабского мышления. Она предлагает то, что пользуется спросом потребителей, которых в свою очередь интересует нарушение традиционных моральных ценностей. Поп-культура зарабатывает продажей возбуждения и по мере деградации населения теснит классическую культуру. Кризис системы образования решающим образом бьет по способности самостоятельного мышления.

В результате за кого из рабов-кандидатов отдать свои рабские голоса нашему измученному электорату? Например, почему левые провалили свой семидесятилетний исторический шанс в нашей стране? Ведь идеи социализма могли возникнуть только на христианской почве, поэтому богослов Дэвид Бош называет марксизм в определенном смысле христианской ересью. Но оставив Творца за скобками, эти идеи превратились в теорию одного из бесчеловечнейших экспериментов на людях.

Или возьмем правых. Либерально-демократические ценности: законность, частная собственность, рыночные отношения, свобода и ценность человеческой личности. Казалось бы, что может быть лучше? К слову это одни из идей протестантской Реформации, а свобода совести – один из семи баптистских принципов. Но, отказывающийся от своего христианского наследия и свихнувшийся на толерантности Запад, демонстрирует всему миру сведение к абсурду этих фундаментальных основ своей цивилизации. Звериный оскал капитализма, объявившего бедность пороком, шлак голливудщины, легальная марихуана в голландских кофешопах, венчание однополых пар в государственных церквях Дании, вопрос о правах и свободах европейских педофилов и т.д. и т.п. Где же конечная станция? Содом и Гоморра?!

В чем общая проблема и правых, и левых? При этом не будем забывать, что это полярные философско-политические подходы. Дело в том, что и те, и другие игнорируют теологию, и неверно понимают антропологию. Отказавшись от Бога и послушания Его Слову, люди неизменно рождают очередного монстра из недр своей собственной природы. Духовный мертвец и раб греха – слишком гнилой материальчик для новых попыток улучшить бытовые условия своего бессмысленного существования.

Булгаковский профессор Ф.Ф. Преображенский говорит: «Разруха. Это – мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат “бей разруху!” – Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!»

Нам нужна революция! Революция духа и сознания! А такая революция требует осознания своих грехов, покаяния и коренной ментальной дефрагментации. Модернизировать покойника бессмысленно, но было бы неплохо его воскресить. Вводить инновации в рабовладельческий строй бесперспективно, его нужно отменить. Рабов следует выпустить на свободу и открыть глаза на духовную мудрость. Начало истинной мудрости – страх Господень, а страх Господень – это ненависть ко злу. Ненавидеть же грех может только тот, кто любит Бога.

Апостола Павла неоднократно обвиняли в том, что в свое время он содействовал укреплению института рабства, призывая рабов-христиан древнего города Колоссы повиноваться своим хозяевам (см. Кол.3:22-25). Сам-то он, как мы знаем из Деяний Апостолов, был римским гражданином и умел пользоваться преимуществами своего социального статуса. Однако перед словами о послушании, апостол говорит, что во Христе нет разницы между рабом и свободным, а в следующей главе призывает уже господ относиться к своим рабам, как подобает. Павел видел свою задачу не в борьбе с жизненным укладом, а в перемене сознания, освобожденного истиной. Все годы своего служения он искоренял разруху в головах.

Мне знаком человек, который, в отроческие годы, насмотревшись «Не стреляйте в белых лебедей», мечтал стать лесником. После обучения в лесхоз-техникуме он поехал на практику. В лишенной кинематографической романтики тайге он увидел беспробудное пьянство и варварское браконьерство реальных отечественных лесников. И там ему впервые пришла светлая мысль с Небес: «Спасай людей, и лес спасать не потребуется». Сейчас этот человек является служителем одной из церквей нашего города. Теперь его призвание освобождать сознание людей от того, что отравляет все остальное.

Любовь к Богу несказанно эффективней преображает человека изнутри, нежели внешние ограничения, например, камера видеонаблюдения. Появляется способность и желание выполнять любую работу как для самого Бога. Возникает чувство собственного достоинства и понимание ценности окружающих. Притом в этой внутренней свободе не имеют решающего значения материальное состояние и социальный статус. Благоговеющий перед Богом будет ответственно стремиться к преображению всего, с чем он имеет дело. Отношения с Богом регулируют отношение к людям, труду, финансам и окружающей среде.

Слава Евангелия состоит в том, что оно дает свободу в любых обстоятельствах. Для духовного преображения не важно, где вы живете: в одной из стран так называемого «золотого миллиарда» или где-то на самой периферии мировой экономической системы. При этом богатому и знатному, по словам Христа, прозреть гораздо сложнее, чем нищему. Господа не удивить уродством человеческих отношений. Ему нет нужды менять способ исцеления нашего прогнившего мироустройства. Кто-то сказал, что мамону можно уморить только любовью.

Невозможно будет продвинуть в нашем обществе идеи свободы, духовности и нравственности и построить на них нечто долговечное и ценное, покуда наше общество все дальше уходит от духовного Пробуждения. А посему главнейшая задача церкви – все же нести Благую Весть. Значит нужно по-христиански жить, выполнять Великое Поручение, и осолять наше общество во всех сферах духовным влиянием насколько это возможно. А невозможное – прерогатива нашего Бога. На Него и уповаем.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>