анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О перспективах апологетического служения ЕХБ

С Геннадием Лихих беседовал Игорь Попов

Геннадий Алексеевич Лихих, координатор апологетического служения РСЕХБ
Геннадий Алексеевич Лихих, координатор апологетического служения РСЕХБ
И.П. - Геннадий Алексеевич, скажите насколько, на ваш взгляд, изменилось евангельское движение за последние десять лет? Какие тенденции вы видите сегодня в современных евангельских церквях?

Г.Л. - Евангельское движение в России очень неоднородно. Задачи и проблемы, стоящие перед церквами в мегаполисах и маленьких селах, часто даже не пересекаются. Что же касается больших церквей, налицо изменение демографического и возрастного состава, церкви пополняются молодыми и образованными людьми. В связи с этим, возрастают требования к уровню проповеди, музыки и пения, качеству богослужений. В целом же, церкви стараются, с большим или меньшим успехом, осмыслить изменения, происшедшие в обществе, дать адекватные библейские ответы на новые вызовы современности.

И.П.- Насколько вы видите разрыв между богословием и практикой в евангельских общинах сегодня? И как, на ваш взгляд, этот разрыв преодолеть?

Г.Л. Богословие и практика служения церквей - процессы взаимосвязанные и влияющие друг на друга. А у нас сложилась парадоксальная ситуация. На Конгрессе РСЕХБ в Брянске прозвучала интересная статистика. Духовные учебные заведения РСЕХБ уже выпустили более 3000 бакалавров и магистров богословия, еще около двух с половиной тысяч продолжает обучение. Каждый пятнадцатый баптист России – это бакалавр или магистр богословия, или тот, кто готовится ими стать. Это колоссальный потенциал! С другой стороны, каждая пятая церковь ЕХБ в России не имеет своего пресвитера. А где же эти богословы, почему они, зачастую, не востребованы в практическом церковном служении? Где можно познакомиться с их трудами, если не печатными, то хотя бы в Интернете? Разрыв не только между практикой служения и богословием в церквах, но и между служителями-практиками и богословами.

Как же преодолеть этот разрыв? Церквам и служителям надо быть внимательнее и ответственнее в подборе и направлении на обучение своих молодых братьев и сестер. Есть смысл посылать на обучение не вчерашних школьников, а людей, которые получили светское образование, желательно высшее, приобрели определенный жизненный опыт, проявили себя в служении. Пастырям церкви целесообразно вместе с ними заранее выстраивать и обсуждать перспективы того служения, которое они будут совершать по возвращении с учебы. Не бояться доверять им важные дела, поддерживать и помогать. Но и самим богословам не следует впадать в пессимизм. Для посвященных Господу людей в России для служения сегодня «отверста великая и широкая дверь» (1 Кор. 16,9), и не только в церковных стенах, но и в обществе.

Сохраняя преемственность, объединяя здоровые силы в служении, церкви смогут преумножить положительный опыт своего стопятидесятилетнего служения в России, преодолеть негативный багаж советского прошлого – «окопное мышление», изоляционизм, пренебрежение к образованию, неприятие культуры, дать взвешенные, богословски выверенные ответы на проблемы, волнующие современное общество.

И.П.- Геннадий Алексеевич, вы председатель совета попечителей Научного библейского центра «Апологет». Расскажите, чем занимается этот центр и как вы пришли к идее его создания?

Г.Л. Все началось с СПС.

И.П. А причем здесь эта партия?

Г.Л. Партия здесь не причем. Речь идет о молодежной студенческой группе. Когда мои старшие дети стали студентами медицинского и педагогического университетов, они стали приглашать к нам домой своих друзей-студентов. Встречи изначально были нацелены на диалог. Ребята обсуждали актуальные для молодежи темы, совместно искали ответы.

Вскоре встречи стали проходить каждую субботу, а группа получила название СПС (собираемся по субботам). Во время летних каникул состоялся студенческий лагерь. Чем он отличался от других? В числе докладчиков, кроме ученых-христиан, были приглашенные мною мои друзья по медицинскому университету. Многие из них достигли профессиональных высот, стали известными специалистами, профессорами, организаторами здравоохранения. Их участие придало лагерю неповторимую изюминку. Так, например, семинар о проблемах клонирования и применения стволовых клеток вели наш брат, доктор медицинских наук, профессор Н.А. Дидковский и мой однокурсник, организатор и руководитель центра трансплантологии. А дискуссией «стоит ли говорить правду больному в случае смертельной болезни» руководила моя однокурсница, врач-онколог, профессор медуниверситета. Причем, оказалось, что гости готовы не только говорить, но и слушать. На опыте этих дискуссий ребята убедились, что Библия дает вполне адекватные ответы на актуальные вопросы современности.

Оказалось, что апологетика– наука о разумном обосновании христианской веры, востребована в академической среде и сегодня (от греч. apologia - обосновывать, защищать). Просто надо помнить опыт Апостола Павла: чтобы быть услышанным, необходимо знать истину, быть готовым вести уважительный диалог на территории оппонента (вероятного друга), на понятном ему языке, уметь убеждать (Деяния Апостолов 17, 16-34).

Вскоре возникла идея расширить это служение, перенести его на территорию вузов Курска. Так был создан Научный библейский центр «Апологет» - христианская миссия, распространяющая научные данные о Божьем творении. Его работу возглавил молодой брат Андрей Гурский, который уже занимался апологетическим служением в Украине. И он, и все другие сотрудники Центра – волонтеры.

В числе приоритетных проектов, НБЦ «Апологет» организовал постоянно действующий Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». В рамках симпозиума, совместно с вузами г. Курска, проводятся регулярные круглые столы, научно-практические конференции, открытые лекции. Этот формат позволяет, не испытывая конфессиональных или идеологических ограничений, ориентироваться на рассуждение, диалог, а иногда и спор о проблемах возникновения жизни и происхождения человека, его месте во Вселенной. О «вечных вопросах бытия», смысле существования, настоящем и будущем человечества. О Том Человеке, Который сказал: « Я есмь путь и истина и жизнь». Замечено, что многим нашим современникам из академической среды весьма неуютно в церковной обстановке. Также, впрочем, как и верующим на светских мероприятиях. Здесь же «как дома» чувствуют себя студенты и маститые профессора, философы, богословы и врачи, верующие и атеисты.

У молодых христиан, которые не только знают, во что верят, но и желают научиться обосновывать и защищать свои убеждения, большой интерес вызывает молодежный апологетический спецпроект «Христианин нашего времени». Обучающие конференции и семинары в рамках проекта проведены в разных городах России: Курске, Воронеже, Орле, Смоленске, Тамбове, Белгороде, Волгограде.

Представители НБЦ «Апологет» участвуют в конференциях, организуемых вузами Курска, Курским областным «Интеллект – клубом» и другими организациями в России и Украине.

Издаются литература и видеоматериалы по апологетике, научному креационизму и примыкающим к ним тематикам.

И.П. А готовы ли вы поделиться с другими опытом подобного служения?

Г.Л. Я рад, что опыт служения и наработки НБЦ «Апологет» оказались востребованы в масштабе РСЕХБ, что выразилось, в частности, в создании в начале этого года Центра Научно-апологетического служения (ЦНАС).

Целенаправленно соприкоснувшись с положением ученых христиан в наших церквах в качестве координатора Апологетического служения РСЕХБ, вижу их огромный, но, к сожалению, не всегда реализуемый, а иногда и невостребованный потенциал в служении. Мешает эффективности служения и разобщенность самих ученых. Две основные цели созданного Центра призваны изменить эту ситуацию к лучшему.

Первая цель - объединение ученых, специалистов, студентов и профессорско-преподавательского состава учебных заведений из церквей Евангельских Христиан-баптистов России для содействия их служению, научной деятельности, учебе, труду, обмену опытом и организации досуга. И вторая: предоставление помощи Церквам и Региональным Объединениям РСЕХБ в организации и развитии собственного апологетического служения, а также помощь в организации и проведении конкретных апологетических проектов (научные конференции, круглые столы, дискуссионные площадки и др.)

Есть уже и первые наработки созданного Центра. В числе первых проектов ЦНАС – организация Апологетической палатки "Ареопаг" на конгрессе РСЕХБ в Брянске. В ее подготовке приняли участие двенадцать наших братьев и сестер, среди них четыре доктора и четыре кандидата наук. Предложенные в палатке форумы и семинары вызвали неподдельный интерес участников Конгресса. В процессе подготовки сегодня находится большая конференция ученых-христиан. Ее соорганизаторами выступают Центр апологетического служения РСЕХБ, Ассоциация ученых- христиан, Московская Богословская семинария, Санкт-Петербургский христианский университет, Научный Библейский центр "Апологет".

Для создания объективной картины и оптимального применения потенциала ученых христиан во славу Господа, при ЦНАС создается база данных. Через ваш ресурс прошу братьев и сестер, имеющих ученые степени кандидатов и докторов наук, связаться со мной по адресу: apologetnbc@gmail.com