анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Художник всегда прав? или Грустные размышления об искусстве

Игорь Кошелев, Москва

"Чёрный квадрат" Малевича стал одним из символов современного искусства
С детства нам внушали, что «учитель всегда прав», затем, с возрастом, место учителя занял начальник, который тоже «всегда прав». Периодически говорится о том, что всегда прав клиент и покупатель — но я этому не верю (в частности, исходя из личного опыта). А на днях к «всегда правым» добавился... художник: перед концертом в интервью газете «Коммерсант» певица Мадонна, призвав простить участниц скандальной панк-группы Pussy Riot за «панк-молебен» в храме, заявила, что «Художник всегда прав, когда он выражает себя».

По большому счёту, к заявлениям «каждой заморской б...», как назвал её в своё время протодиакон Андрей Кураев, вряд ли стоило бы относиться столь серьёзно. Если вдуматься, с какой стати он должен быть прав? Кто так решил? На каком основании? Кто имеет право причислять себя к художникам? До каких границ может доходить это самовыражение и т.д.?

Однако помимо пресловутой Мадонны «уважать принцип свободы, без которой творчество невозможно» призвал российские власти Глава министерства культуры Франции Орели Филиппетти, а спецпредставитель ООН по культурным правам Фарида Шахид призвала Россию немедленно прекратить преследование «деятелей социального искусства»(!).

Аналогичные заявления поступили от депутатов Бундестага. За всем этим стоит целая философия современного постхристианского общества. Уже не первое десятилетие уничтожаются абсолюты, стираются привычные границы между добром и злом, добродетелью и пороком, красотой и уродством. «Права человека» давно стали надёжным убежищем для преступников и асоциальных личностей, а «тирания индивидуума», который может теперь позволить себе практически всё (если, конечно, это находится в русле господствующей лево-либеральной идеологии и не выходит за чётко определённые рамки «политкорректности»), подчас доходит до абсурда.

И вот теперь обычное хулиганство называется «самовыражением художника» и «социальным искусством». Впрочем, удивляться тут нечему: процесс начался уже больше столетия назад: переосмысление и, в конечном счёте, отказ от традиционных духовных (христианских) и культурных ценностей, дух протеста и разрушения проявился в искусстве авангардизма (дадаизма, кубизма, супрематизма и пр.) и его ранней ступени — модернизма, а затем — в так называемом «современном искусстве», составной частью которого и стали всевозможные эпатажные перформансы, хэппенинги и «инсталляциями» (попросту, кучи разного хлама).

Новому «искусству» были свойственны отказ от реализма, примитивность форм, хаотичность, деструктивность, крайний субъективизм. Искусство, по сути дела, превратилось в антиискусство. На смену старым мастерам прошлых веков пришли эпатирующие авторы, аферисты или просто не совсем адекватные люди: Матисс, Малевич, Кунинг, Ротко и другие.

В чём то можно понять даже возмущение Н.С. Хрущёва, посетившего выставку авангарда: «Безобразие, что это, осел хвостом писал или что? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!»

Плоды больного воображения часто стали выдаваться за некое особое «видение мира», якобы недоступное «непосвящённым».

Однако «раскручивание» новомодного и «прогрессивного» направления в искусстве сделало своё дело: наученные либеральной пропагандой восторженные почитатели восхищаются «Чёрным квадратом» Малевича (ну как тут не вспомнить сказку Андерсена про голого короля!), «шедеврами» Джексона Поллока, разбрызгивавшего краску на холст.

Толстосумы платят за это десятки миллионов долларов, а знаменитую Берлинскую картинную галерею собираются освобождать под «современное искусство». Что, в общем-то, весьма символично для города, где мэр — открытый гомосексуалист, а недавний традиционный гей-парад собрал 700 тысяч(!) человек: новые «ценности» приходят на место традиционных, пороки и извращения (нравственные и культурные) — на место красоты и добродетели.

Не приходится удивляться, что в «новом искусстве» нередко проявляется явная антихристианская направленность, что выражается в кощунстве и надругательстве над христианской символикой. Акция Pussy Riot — лишь одно из звеньев в этой цепи.

P.S. Примечательно, что панк-группа Pussy Riot стала кандидатом на премию Кандинского, которая вручается в России за достижения в области современного искусства.
 
Сергей (Тель Авив)17.8.2012
Если религия не способна воспитывать общество не прибегая к помощи государства и насилию - то такая религия сама себя дискредитирует и открыто заявляет о своем бессилии.
Михаил (Санкт-Петербург)17.8.2012
Не согашусь с автором. Среди представителей современного искусства есть очень разные люди. Произведения тоже очень разные. Буквально месяц назад был на очень интересной выставке совеременного искусства в Финляндии, где были представлены хорошие инсталяции. Впрочем, о вкусах не спорят.
 
Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий

Смерть Джокера

Лучше без заигрываний

Стоит ли искать чудес?

Реинкарнация чего?

Кто создал Бога?

Бог – тщеславный эгоист?

Скоро ли придет Антихрист?

Одиночество во вселенной

Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль
  следующие 20 >>