анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Синдром Ионы

Михаил Чернявский, Хабаровск

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Русская пословица


Терпеть или каяться?

Пасмурное утро. Я выбрался из палатки и побрел на кухню. Там уже теснилось человек семь сотрудников лагеря. Пока наливал кофе, выяснилось, что полушутя все озадачены вопросом о том, кто же в лагере является тем самым Ионой, из-за которого мы пережили шторм и теперь вновь не видим солнца. Как известно, в каждой шутке есть доля шутки, а все остальное правда. Это особенно актуально, когда тебе говорят: «Может он – это ты? До тебя такого еще не бывало. Вот волнующееся море. Что препятствует нам?..»

Я еще сам подлил масла в огонь, когда рассказал о том, что для нас с супругой дождливая погода ассоциируется с самыми романтичными событиями в совместной жизни. А ведь говорила мне когда-то учительница по физике, что сектанты – это страшные люди.

Шутки шутками, а думается о многом. Особенно когда на тебя возложен груз ответственности и духовный труд. Например, думаешь о том, что в тяжелых обстоятельствах люди каким-то неведомо естественным, будто бы интуитивным образом начинают искать виноватого. А религиозно-инквизиторский пыл отвлекает от неприятного самокопания и временно сплачивает удрученный коллектив.

Раздавались даже веселые рассуждения о том, что в шторм упали палатки грешников, а устояли у праведников. Этот тест мне мог понравиться больше, так как наша палатка выстояла и даже не промокла. Но слова Христа о грешниках, погребенных при падении Силоамской башни отрезвляли.

Из книги пророка Ионы действительно напрашивается вывод о том, что Божий человек, уклоняющийся от исполнения воли Господа, то есть находящийся в грехе, может представлять угрозу для окружающих даже фактом своего соседства. Все плывущие на корабле в Фарсис столкнулись с этой опасностью. Вполне возможно в шторм тогда попало не одно единственное судно.

В словах непослушного пророка читается ясное понимание, что волны бьются о борта корабля именно по его душу, а остальные оказались просто заложниками обстоятельств. Похоже, патологическое невезение может иметь место в реальной жизни, а под собой – вполне конкретные духовные причины.

Когда Христос сказал ученикам, что предатель находится среди них, они наперебой стали задавать неприятный и очень важный вопрос: «Не я ли, Господи?» Установив потенциальную возможность оказаться в группе риска и заболеть синдромом Ионы, крайне важно уметь его диагностировать. Но это бывает непросто, поскольку Сам Иисус гарантировал Своим последователям неприятности, с которыми можно спутать описываемое явление. А порой просто случается некая череда дурных обстоятельств, которую принято объяснять черно-белой располосовкой нашего земного бытия. Другими словами, необходимо научиться понимать, когда терпеть, а когда каяться.

Методы диагностики

Распознать синдром Ионы с помощью психологических тестов нереально, потому что его проблема относится к духовной сфере. Существует два основных взаимосвязанных пути наработки соответствующего навыка: изучение Библии и развитие отношений с ее Автором. Начнем со Священного Писания.

В Слове Божьем говорится, что христианин имеет колоссальное преимущество – голос Духа Святого в возрожденном сердце (1 Ин. 2:20, 27). Правда, для того, чтобы заразиться синдромом Ионы не обойтись без угашения этого голоса путем упрямого неповиновения. Упрямый голос совести остается с человеком всегда (1 Ин. 3:19-22). Тем не менее, регулярное игнорирование данного прибора ломает его индикацию и искажает показания.

Духовное ослепление приводит к тому, что человек не видит руку Божью в своей жизни и не слышит Его тихий голос. И Господь начинает его повышать. При этом Он никогда не срывается на крик, так как использует неограниченный коммуникативный арсенал. Библейский Елиуй относил к данной категории сновидения и тяжелые болезни (Иов. 33:14-30). Апостол Павел также предупреждал об опасности для здоровья и жизни принимать участие в Вечери Господней «неподобающим образом», «не признавая Тела» (1 Кор. 11:27-30, РБО).

Ни Иона, ни Ахан не признали свой грех до тех пор, пока на них не указал жребий. Помимо прямого розыгрыша и жеребьевки грешников у Бога существует предостаточно способов делать тайное явным. Это можно назвать голосом жизненных обстоятельств.

Третий голос – это слова других людей. Для успешности обличения ослепленному Давиду необходимо было выслушать от Нафана трогательную животноводческую притчу. Иону разбудил капитан, а затем после жребия вся команда задавала ему очень своевременные вопросы. Они были язычниками по происхождению и вере.

Опасность синдрома Ионы состоит в том, что в его запущенной стадии Господь может использовать обличения безбожников для отрезвления Своего сбежавшего или заплутавшего сына. Пилат не был в состоянии остановить всю иудейскую религиозную верхушку в их жажде пролития крови Сына Божьего, но пытался.

Итак, как минимум через названное трио Господь обращается ко всем Ионам на свете: совесть, обстоятельства и другие люди. Казалось бы, первым в этом списке должен быть голос самого Писания, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Однако проблема фарисейского синдрома Ионы состоит не в недостатке библейских познаний, а в сознательном противлении воле Бога.

Иисус говорил книжникам и фарисеям: «Вы прилежно изучаете Писания, так как считаете, что в них обретете вечную жизнь. Но и они говорят обо Мне! Однако вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь… Я вас знаю: нет у вас любви к Богу!» (Ин. 5:38-40, 42, РБО).

Как уже было сказано, второй путь для получения навыка диагностики синдрома Ионы, неразрывно взаимосвязанный с изучением Библии, – это укрепление и углубление личных отношений с Творцом. Около восьмисот лет спустя приключений Ионы в том же самом море в шторм попал так же посланный с проповедью к язычникам апостол Павел. Он был верен призванию, находился в отличном духовном тонусе, пребывая в молитве. Все это позволило ему получить ясное откровение от Бога и быть надеждой и опорой для команды и всех пассажиров в течение двух недель до вынужденной высадки на Мальту.

Умение различать голос Духа Святого в сердце от иных голосов позволяло Павлу безошибочно делать необходимые выводы из складывающихся обстоятельств. Так однажды он отчетливо понимает, что продолжению поездки препятствует сатана, а в другой ситуации знает, что их притормаживает Сам Бог. Так что теория – на своем месте, но лишь практика жизни в Боге охватывает все.

Философия истории

Над синдромом Ионы много иронизируют. А напрасно. Вопрос упирается в серьезнейшие философские и богословские проблемы. Нередко христианские семейные консультанты задают вопрос: «Верите ли вы в теорию двух половинок или в то, что супругом верующего человека может стать любая кандидатура при одном условии – только в Господе»? При этом упускается из вида, что излишняя романтизация вопроса только сбивает с толку.

Если Высший Разум целиком и полностью детерминирует вашу жизнь, ни о какой вашей ответственности не может идти и речи. Идентичная философия, как ни странно оставившая Бога за скобками, выразилась в весьма популярной в свое время французской кинокомедии «Невезучие» режиссера Франсиса Вебера. Президент крупной компании, у которого пропала дочь, для ее поисков отряжает в помощь сыщику (Жерар Депардье) своего сотрудника (Пьер Ришар) – такого же патологического неудачника, как и его пропавшее чадо. В 1991 году, ровно через десять лет после французской киноленты, одноименный ремейк был снят американским режиссером Надей Тэсс с Мартином Шортом и Дэнни Гловером в главных ролях.

Как видно синдром Ионы отличается от концепции врожденного и бессмысленного невезения. Абстрагируясь от идеи греха и личной ответственности за него, сталкиваясь однако с его реальностью и последствиями и сводя эти явления к абсурду, человек смеется. По словам Вольтера, «что сделалось смешным, не может быть опасным». Но, к сожалению, иногда это лишь форма самообмана.

Современная светская философия, уставшая от модернизма, экзистенциализма и материализма недавнего прошлого, тяготеет к идее открытости истории, ее многовариантности. Отвержение существования невидимого духовного мира делает историю слепой вереницей случайностей. Диктат же случая рождает чувство страха и отчаяние перед лицом глобальных катастроф. Похоже, современные философы убеждают друг друга в том, что исторический процесс можно пригласить в любое приключение идиллического или авантюрного характера. Но как пародируют известную песню: «Фарш невозможно провернуть назад, и время ни на миг не остановишь».

Современный кинематограф наполнен поисками разного рода альтернативности истории. Здесь хочется назвать хотя бы некоторые популярнейшие художественные фильмы пяти последних десятилетий: «Назад в будущее 1-3» (США, 1985, 1989, 1990), «День сурка» (США, 1993), «Беги, Лола, беги» (Германия, 1998), «Эффект бабочки» (США – Канада, 2004), «Исходный код» (США – Франция, 2011).

Как говорит П.С. Гуревич: «Выход есть, и он, оказывается, предельно прост: прогнозов должно быть много. Сонм провозвестий трудно воплотить в действительность, и потому это единственная возможность вернуть истории желаемую альтернативность… Проигрываются различные варианты “штурма будущего”».

Христианская философия истории и времени диалектически совмещает в себе обе названные и противоположные концепции. Существует глобальный Божественный план мировых исторических событий. Каждая человеческая личность помещается Богом не только в рамки этого глобального плана, но и в рамки его собственной судьбы (см. Пр. 16:9; 19:21; 29:26). Судьбой можно назвать те обстоятельства, которые не зависят от личного человеческого выбора. В этих пределах существует бесконечное множество альтернатив будущего, и лишь единственное из них непрерывно актуализируется через волевое решение и поступки личности. Помимо прочего это подтверждается наличием в Писании условных пророчеств: «…если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:3).

Таким образом, не стоит путать синдром Ионы ни с так называемым патологическим невезением, ни с родовыми проклятиями. Излишне ироничный или романтичный подход к проблематике так же уводит соискателя в сторону. Описываемое нами явление – это Божественная корректировка греховного самоуправства и ослепления во избежание вечного осуждения.

Казалось бы, философские рассуждения безнадежно отдалили нас от изначального вопроса, на самом же деле они поставили нас перед самыми фундаментальными проблемами. А в таких случаях всегда стоит смиренно опускать голову перед тайной Божественной мудрости.

Практическое богословие

Очень важным, хотя и парадоксальным представляется то, что само существование синдрома Ионы наглядно демонстрирует Божью любовь к Его детям. Человек не вписан Всевышним в рамки слепого кармического механизма, а является венцом творения. И если для отвлечения от суеты и ментальной дефрагментации нужно произвести встряску ради нашего же блага, Господь так или иначе воздвигнет для нас персональный тайфун или создаст нам проблемы иного рода. Даже если при этом циклоном заденет соседние корабли. Солнце восходит над злыми и добрыми, но в центре Божьего внимания – Его дети.

Невольно вспоминается новозаветная картина, когда Иисус спит во время шторма, а Его ученики в полной панике. Затем Господь, то есть Хозяин всего сущего, одним Своим словом усмиряет бурю. Теперь того персонального шторма ученикам было не забыть. Об этом свидетельствует яркое описание упомянутого события у всех евангелистов-синоптиков, плюс дважды мы встречаем историю хождения Господа по воде, что также было в непогоду.

Оказавшись пастором семейной смены палаточного лагеря, я быстро обнаружил, что когда находишься с детьми в полевых условиях, гораздо чаще приходится упражняться в усиленной молитве. Вера укрепляется, когда видишь Господни чудеса! Хотя при этом некоторые ропотники не понимают важной и простой истины: не стоит убиваться из-за того, что мы не в состоянии изменить. К сожалению, лучше многих христиан эту истину понимали даже языческие философы-стоики. В результате в одну палатку зовут помолиться за ребенка и вскоре радостно хвалят Бога, а в соседней – продолжают вычислять грешников и не замечают, как сами становятся ими.

Чтобы услышать наши горячие и дерзновенные молитвы Господь готов не только включить гром и молнии, но даже крепко уснуть в таких неподходящих условиях: «А Иисус в это время спал на корме, подложив подушку под голову. Ученики разбудили Его и сказали: – Учитель! Неужели Тебе все равно, что мы гибнем?» (Мк. 4:38, МБО). Еще горячее молитва человека, находящегося на грани жизни и смерти, «во чреве китове».

Что может оказаться лучшей реакцией на синдром Ионы или информацию о нем? Точно не поиск Ион в своем окружении. Во-первых, это добровольное и незамедлительное обращение к Господу. Во-вторых, развитие и укрепление отношений с Иисусом Христом как с личным Спасителем и Господином всех сфер жизни. Это включает в себя непрестанный поиск Божьего водительства. Наш статус во Христе и возрастание в вере дают нам право и дерзновение молиться и о том, что выходит за пределы наших возможностей. Иначе что ж это за вера? Так нехотя и потому трогательно бросившим за борт непослушного пророка добрякам-морякам было невдомек, что они гораздо в худшем положении, чем их еврейский пассажир. То, что их грехи не вызывали шторм не означает, что они не гневили Всевышнего. Это означает, что в отличие от Ионы, Господь не считал их Своими детьми (Евр. 12:6-11). Выходит синдром Ионы можно считать мучительным благословением.

Естественные методы работы Бога над нашими сердцами имеют сверхъестественное происхождение, поэтому они весьма эффективны. Давид пишет: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118:67). Поэтому сколько бы не было по нашей теме сказано слов, ее практическое разрешение находится в практической плоскости повседневной духовной жизни каждого из нас в отдельности. «Не я ли, Господи?» В итоге этот вопрос разрешим только между вами и Богом.

Семейная смена христианского лагеря на восхитительном берегу Японского моря закончилась. Обошлось – в море так никто никого и не бросил. Наоборот все сами рвались купаться даже в дождь. Мы впервые всей семьей целую неделю жили в палатке, успели вдоволь накупаться, наныряться и даже слегка подгореть.

Все же слава Господу, что я не прислушался когда-то к предупреждениям учительницы по физике! А пока не удивлюсь, если однажды подтвердится, что предсказанное Христом учащение стихийных бедствий прямо пропорционально росту людей, страдающих от синдрома Ионы.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>