анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О перманентной реформации

Константин Захаров, Санкт-Петербург

Мартин Лютер - один из лидеров реформации
Мартин Лютер - один из лидеров реформации
В последнее время мне часто приходится слышать о том, что церкви необходима «вторая реформация». Говорится это по разным поводам. Некоторые считают, что в ней нуждается православие потому, что церковь и её деятели становятся центром скандалов. Другие ратуют за пробуждение протестантских церквей, поскольку приток людей существенно сократился.

Любопытно, что в первом случае за реформацию выступают в основном люди, не участвующие в церковной жизни, а наблюдающие за ней со стороны. Это понятно: православная церковь в глазах подавляющего большинства населения ассоциируется не с Благой вестью о Христе, а с национальной идеей, поэтому скандалы бросают тень не на конкретных людей, совершающих конкретные поступки, а как будто на весь народ.

О реформации же в протестантизме то и дело говорят сами протестанты. Успехи евангелизаций девяностых годов сменились взаимным равнодушием между церковью и миром. Мир, увлечённый заботами и развлечениями (что почище забот) века сего, отмахивается от благовестия. Христиане либо потихоньку замыкаются в своей субкультуре, которая защищает их от воздействия окружающей суеты, либо активно включаются в гонку за заботами под лозунгом: «Не отдадим добра сатане».

Рассуждения о реформе православия отдам православным, буду говорить о «своих», то есть о протестантах. И прежде всего хочу уточнить, что такое реформация. Великие реформаторы прошлого боролись с ересями и неправдами, проникшими в их родную церковь. И когда побороть неправду не удалось, они основали собственные церкви. Так то же самое фактически происходит и сейчас: любой служитель, не согласный с политикой и традициями церкви, в которой состоит, волен выйти из неё и организовать собственную. Церкви множатся, как грибы после дождя. С одной стороны это благо, поскольку благовестие таким образом ширится и в него вовлекается всё больше людей. С другой стороны в погоне за массовостью Евангелие часто проповедуется в привлекательном для большинства свете благополучия, здоровья и успеха. От него отсекается значительная часть реальной жизни, состоящая из тех самых труда и болезней, о которых сказано в 89 псалме.

Один из побочных эффектов такой перманентной «реформации» состоит в том, что люди, воспитанные на усечённом евангелии и противостоянии другим учениям, будут передавать своим последователям уже именно этот опыт, как основу христианской веры. И церкви начинают конкурировать друг с дружкой вместо того, чтобы идти вместе за Христом.

Церковь активно ищет новые формы благовестия. Помимо разного рода усечённых и приятных человеческой природе «евангелий», активно используются последние достижения техники и культуры. Где-то богослужебные собрания становятся более похожими на концерты самодеятельности, а где-то людям вообще нет нужды собираться вместе, чтобы прославить Господа, достаточно сесть за компьютер, подключённый к интернету, и церковь сама к тебе придёт. Кто-то сетует: всё меньше и меньше слышно Слово, всё меньше и меньше христиане хотят видеть друг друга, и мы становимся всё более термипыми ко греху. А кто-то радуется тому, что Евангелие теперь не ограничивается старыми формами проповеди и распространяется по проводам со скоростью света. А это значит «Господь грядёт!»

Я не буду давать оценку этим явлениям, просто отмечу, что, если разговоры о новой реформации возникают, значит все эти искания на самом деле не достигают желаемого. То есть, я не о том, что люди не столь охотно идут в церковь, несмотря на то, что там теперь может быть интересно и весело, а о том, что посреди всей этой интересности и весёлости душу вдруг может охватить тоска. Мне здесь от имени Самого Бога очень много пообещали, но будет ли Он выполнять это? Да и то ли мне на самом деле нужно? Я бросил пить и курить, вернулся в семью, стал здоровым и успешным человеком и ради вот этого Богу потребовалось принести в жертву Своего Сына?

Вдруг посреди всего этого шума восклицаний «Бог любит меня! Аллилуйя!» прорывается шёпот: «а я Его люблю?» Или я просто иду по цепочке благословений, заручаясь на каждый день строкой из Библии в качестве гарантийного письма от Самого Бога? И чего тогда стоит мой труд?

И тогда начинаешь думать об истинном смысле реформации - о покаянии. Не о том, которое знают в мире в виде слов «простите меня, я больше не буду», а о том, о котором писал Иоанн Богослов в послании держащего в деснице Своей семь звёзд ангелу Лаодикийской церкви.

Да, эта песня стара, как само христианство: церковь действительно должна жить в покаянии. Мы рабы ничего не стоящие, поэтому, нам незачем строить наполеоновские планы по завоеванию мира, нам нужно просто стоять посреди всеобщей тьмы и светить по мере сил. Тогда и реформации не понадобится.
Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах
  Следующие 20 >>