анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Покаяние длинною в жизнь

Лев Гринфельд, Санкт-Петербург

95 тезисов Мартина Лютера
95 тезисов Мартина Лютера
Началом реформации считают опубликование Лютером своих 95-и тезисов. По сложившейся традиции считается, что он прибил их к дверям собора в Виттенберге, по другим же данным — просто разослал разным людям, приглашая к публичной дискуссии. Этот шаг стал поворотным моментом в истории реформации. Идеи реформ, которые уже давно витали в воздухе, воплотились в виде сформулированных постулатов, которые можно было обсуждать. С ними можно было согласиться или нет, но от них уже нельзя было отмахнуться.

Лютер не рассматривал себя как основателя нового движения. В своих тезисах он высказывается вполне лояльно по отношению к Папе Римскому. Он лишь восстает против конкретных злоупотреблений. Но в формулировании своих 95 тезисах он стоит на 3-х принципах, которые позже стали частью Quinque sola, что переводится с латинского как 5 «ТОЛЬКО» - пять основных тезисов, на которых базируется Лютеранское богословие и богословие большинства протестантских церквей. Лютер основывается на — Sola Scriptura (исключительность Писания) и утверждает Sola Fide — исключительность веры и Sola Gratia — исключительность благодати в спасении.

Практически все протестантские церкви утверждают свою верность 5-и Sola реформации, однако на практике их понимание часто отстоит далеко от того, что Лютер сформулировал на основании своего изучения Писания. И более того, оппоненты протестантизма часто спорят именно с такими искаженными пониманиями, спорят с соломенными пугалами, и, честно говоря, у меня тоже иногда появляется желание к ним присоединиться.

Одной из наиболее часто критикуемых доктрин является учение о Sola Fide и Sola Gratia — учении о исключительности веры и благодати в спасении. И действительно, упрощенные и искаженные толкования этих, несомненно библейских, утверждений часто являются основой для появления весьма странных учений, и, на мой взгляд, являются одной из причин приведших к кризису современного протестантизма.

Давайте посмотрим, как Лютер читал места Писания, говорящие о пути к прощению — о покаянии. С этих утвреждений он как раз и начинает свои 95 тезисов.

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения в Царствие Небесное.


Итак, главное положение Лютера состоит в том, что покаяние (которое, несмоненно является центральным в процессе спасения), это не просто одномоментный акт, который совершается в тот или иной момент жизни. Покаяние — это процесс, в котором мы находимся всю жизнь. Всю жизнь христианин находится в борьбе и ненависти ко греху. По сути покаяние и есть христианская жизнь.

Вместо этого современное упрощенное христианство предлагает нам покаяние — как некий шаг. Как решение. Молитва покаяния превращается в подписание контракта, после которого человек получает прощение грехов, а Бог оказывается связанным Своими Собственными обещаниями. Невозможно ограничить покаяние (метанойу) молитвой. Дословное значение этого слова — «изменение ума». Это процесс, который не прекращается ни в один момент жизни. Бог открывает нам глаза на нас самих, и мы, с Его помощью, начинаем работать. Мы понимаем, насколько далеки от того, кем должны быть, и начинается болезненный процесс изменения. Оно приводит к изменению всей жизни.

«Сотворите же достойный плод покаяния» - говорил Иоанн Креститель верующим иудеям, посвятившим всю свою жизнь изучению Писания. «Вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога... Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» - пишет Павел верующим христианам в Коринфе.

Для Лютера покаяние было именно таким процессом. Он искренне и последовательно боролся с тем неправильным, что Бог открывал ему. Вся его жизнь была жизнью изменением. Он не статичен. Вот он преуспевающий студент, которого ждет блистательная карьера в юриспруденции. Вот он простой послушник монастыря, пытающийся смирить свою плоть. Вот он пламенный проповедник и неуправляемый спорщик, который отстаивает те сокровища Писания, которые поменяли его жизнь. А вот он сидит запертый в княжеском замке, переводит и размышляет над Писанием.

Лютер последователен в своем покаянии, поэтому непредсказуем в том, кем будет завтра. Покаяние — это изменение, и он меняется, развиваясь от одного уровня в другой. Он написал:

"наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения в Царствие Небесное".

Проблема современной церкви в том, что мы упростили учение о покаянии. Мы свели его к событию, которое произошло в прошлом. Но неужели сегодня мы стали настолько праведными, что можно остановиться? Или же мы просто перестали слышать Его голос? Перестали оценивать себя Его глазами? Покаяние должно стать всей нашей жизнью. Я постоянно должен чувствовать напряжение между тем, кто я есть и кем должен быть. И с благодарностью принимать Божью помощь и благодать для преодоления этой пропасти.

Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии

Нехитрые ухищрения диавола

Не надейтесь на князей

Кто заслуживает рая?

Достаточно ли быть «просто быть хорошим человеком»?

О нашем усыновлении

Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений
  Следующие 20 >>