анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Радость и веселие

Лев Гринфельд, Санкт-Петербург

Помню, как наш преподаватель по курсу «Философия русского языка» в ВУЗе предложил провести разделение в парах близких слов. Одной из таких пар была: «Радость и веселие» - в чем же отличие? Не смогу воспроизвести все объяснения, которые мы смогли создать сами и услышали от преподавателя. Главное было то, что мы вынесли с этого занятия: есть много близких понятий, которые отличаются друг от друга небольшими нюансами. Даже не отличаются, так как одно и тоже может быть выражено разными словами. Радость — это скорее то, что находится внутри, веселие — то, как эта радость выражается внешне.

Но к сожалению, иногда приходится замечать, как люди превращают небольшие нюансы в непреодолимые стены. И как раз с "радостью-веселием" это бывает хорошо заметно. Мы легко говорим о радости хождения в Боге. О радости на небесах. Но часто ли мы слышим или задумываемся о небесном веселии? Более того, даже здесь на земле все то, что относится к сфере веселия и развлечения становится для нас запретным.

Но возможно ли это? Можно ли радоваться внутри и сохранять полное спокойствие снаружи? Прежде чем отвечать на этот вопрос, стоит задуматься - а зачем? Или почему? Почему мы пытаемся отстраниться от веселия? Похоже в ветхозаветные времена это никому не приходило в голову. Более того, веселие было необходимой частью большинства праздников. Главное о чем предупреждал Всевышний: пусть в этом веселии Я присутствую с вами.

«И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш» (Чис.10:10). То есть Господь обращается к Израилю и говорит: «Не забудьте пригласить и меня на праздник!» Веселиться нужно было и собираясь к Дому Божьему (Втор.12:7).

А через некоторое время в Израиле возник особый праздник, наполненный веселием больше чем все остальные: праздник Пурим, описанный в книге Есфирь. В честь тех событий, всех тех «случайностей» и «везений», описанных в книге, этот праздник до сих пор сопровождается большим количеством игр, построенных на случайностях и совпадениях. Вообще радость и веселие остались частью жизни израильского народа и не только в ветхозаветный период.

Но почему мы часто считаем веселие чем-то нечистым? Почему уже ранняя церковь устанавливала определенные запреты на участие христиан в развлекательных мероприятиях своего времени: в театрах и зрелищах на аренах Колизея. Были ли эти христиане неправы?

Одним из часто используемых сочетаний со словом «веселись» в Библии является «перед Господом». И мне кажется в этом и есть суть разделения на допустимое или недопустимое веселие. Именно здесь должна проходить граница. Были, да и сейчас остаются формы или поводы для веселия, которые никак нельзя принести пред лицо Господа. Древний театр, построенный на сексуальных сценах, арена с кровавыми боями и убийствами (где в качестве жертв, вскоре оказались сами христиане) - все это никак не могло быть принесено пред лицо Божие. Радость же от урожая, от победы в битве, современная радость от дня рождения или свадьбы - все это легко обращается в веселие пред Господом. Причем «пред Господом» оно оказывается не в результате какого-то особого действия или особого выражения лица. Не благодаря обязательной молитве (хотя — почему бы и не помолиться в таком случае). Главным критерием становится мое осознание Его — как источника всей той радости, которая наполняет мою жизнь. Его — как повода для веселия, которое может сопровождать меня.

«Такой смех не в нашу пользу, и ему всегда следует противодействовать. Он просто противен и оскорбителен для того реализма, достоинства и строгости, которые все время царят в аду», - советует Баламут Гнусику в небезызвестном произведении К.С. Льюиса.
 
Лев (СПб)1.4.2014
Тут правильней спросить: "Знаем ли мы анекдоты в литературе того периода?" - Лично я не знаю. Если такой жанр не был распространен в древнем мире, то и в Библии его искать не стоит.
А вот короткие веселые поучительные истории или сравнения там существуют. Например, Соломон сравнил красивую но глупую женщину с золотым кольцом в носу у свиньи. Достаточно жесткий юмор. Я бы сказал - сарказм.
Эдуард1.4.2014
А есть ли в Библии анекдоты?
 
Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева
  следующие 20 >>