Помню, как наш преподаватель по курсу «Философия русского языка» в ВУЗе предложил провести разделение в парах близких слов. Одной из таких пар была: «Радость и веселие» - в чем же отличие? Не смогу воспроизвести все объяснения, которые мы смогли создать сами и услышали от преподавателя. Главное было то, что мы вынесли с этого занятия: есть много близких понятий, которые отличаются друг от друга небольшими нюансами. Даже не отличаются, так как одно и тоже может быть выражено разными словами. Радость — это скорее то, что находится внутри, веселие — то, как эта радость выражается внешне.
Но к сожалению, иногда приходится замечать, как люди превращают небольшие нюансы в непреодолимые стены. И как раз с "радостью-веселием" это бывает хорошо заметно. Мы легко говорим о радости хождения в Боге. О радости на небесах. Но часто ли мы слышим или задумываемся о небесном веселии? Более того, даже здесь на земле все то, что относится к сфере веселия и развлечения становится для нас запретным.
Но возможно ли это? Можно ли радоваться внутри и сохранять полное спокойствие снаружи? Прежде чем отвечать на этот вопрос, стоит задуматься - а зачем? Или почему? Почему мы пытаемся отстраниться от веселия? Похоже в ветхозаветные времена это никому не приходило в голову. Более того, веселие было необходимой частью большинства праздников. Главное о чем предупреждал Всевышний: пусть в этом веселии Я присутствую с вами.
«И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш» (Чис.10:10). То есть Господь обращается к Израилю и говорит: «Не забудьте пригласить и меня на праздник!» Веселиться нужно было и собираясь к Дому Божьему (Втор.12:7).
А через некоторое время в Израиле возник особый праздник, наполненный веселием больше чем все остальные: праздник Пурим, описанный в книге Есфирь. В честь тех событий, всех тех «случайностей» и «везений», описанных в книге, этот праздник до сих пор сопровождается большим количеством игр, построенных на случайностях и совпадениях. Вообще радость и веселие остались частью жизни израильского народа и не только в ветхозаветный период.
Но почему мы часто считаем веселие чем-то нечистым? Почему уже ранняя церковь устанавливала определенные запреты на участие христиан в развлекательных мероприятиях своего времени: в театрах и зрелищах на аренах Колизея. Были ли эти христиане неправы?
Одним из часто используемых сочетаний со словом «веселись» в Библии является «перед Господом». И мне кажется в этом и есть суть разделения на допустимое или недопустимое веселие. Именно здесь должна проходить граница. Были, да и сейчас остаются формы или поводы для веселия, которые никак нельзя принести пред лицо Господа. Древний театр, построенный на сексуальных сценах, арена с кровавыми боями и убийствами (где в качестве жертв, вскоре оказались сами христиане) - все это никак не могло быть принесено пред лицо Божие. Радость же от урожая, от победы в битве, современная радость от дня рождения или свадьбы - все это легко обращается в веселие пред Господом. Причем «пред Господом» оно оказывается не в результате какого-то особого действия или особого выражения лица. Не благодаря обязательной молитве (хотя — почему бы и не помолиться в таком случае).
Главным критерием становится мое осознание Его — как источника всей той радости, которая наполняет мою жизнь. Его — как повода для веселия, которое может сопровождать меня.
«Такой смех не в нашу пользу, и ему всегда следует противодействовать. Он просто противен и оскорбителен для того реализма, достоинства и строгости, которые все время царят в аду», - советует Баламут Гнусику в небезызвестном произведении К.С. Льюиса.