анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Возвращаясь к жизни

Игорь Попов, Москва

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Воровка книг"
27 января мы праздновали скорбную и великую дату – 70 лет со дня освобождения знаменитого фашистского лагеря смерти Освенцим (Аушвиц-Биркенау), расположенный на территории Польши. Вокруг этого события неминуемо возникли политические манипуляции, о которых даже не хочу говорить.

27 января 1945 года советские войска под командованием маршала Конева вошли в Аушвиц, в котором в тот момент находилось около 7,6 тыс. узников. Около 3 часов дня в лагере появились солдаты генерал-майора В. Я. Петренко, командира 107-й дивизии 60-й армии. По некоторым данным, части генерала Петренко освободили около 6 тысяч заключенных, однако в книге Ота Крауса и Эриха Кулка приводится цифра 2189 человек. День освобождения лагеря установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста.

Дети на войне - тема, о которой трудно, а иногда просто невозможно говорить, потому что слов не хватает. Среди освобожденных заключенных Освенцима было 180 детей. Пятидесяти двум из них не было и восьми лет. Как они пережили этот ад? Им удалось выжить, потому что они были нужны для медицинских экспериментов — вместо мышей и кроликов. Но фашисты интересовались только определенными детьми: им нужно было ставить опыты на близнецах. Именно близнецы были особым материалом для исследований доктора Менгеле и доктора Шмидта. Детей, не попадавших в эту категорию, просто убивали. Детей отличали друг от друга по номерам, вытатуированным на их маленьких ручках.

На эту тему снят уже не один документальный и художественный фильмы. Ровно год назад на российские экраны вышел фильм режиссера Брайана Персиваля «Воровка книг» (англ. The Book Thief), снятый по роману Маркуса Зузака «Книжный вор». И фильм, и литературный оригинал стоят того, чтобы поговорить о них отдельно, потому что центром этой киноленты становится детство, которое разрушает война. Это очень необычный фильм, потому что на этот раз его так как героями стали… обычные немцы.

Фильм полон символов и недосказанности и в этом его сила. Мы начинаем слышать историю девятилетней девочки Лизель Мемингер, которую рассказывает… Смерть. Этот прием привлекает наше внимание настолько, что мы сразу начинаем обращать внимание на все мельчайшие детали: от кристально белого снега до мимики героев, их выражения лиц. Лизель и ее брата везут в новую приемную семью. По пути к новой жизни девочка теряет младшего брата и находит свою первую книгу, которая называется «Руководство для могильщиков». Она не умеет читать, но именно эта книга, как ни странно, связывает ее с жизнью, с памятью. Этак книга становится метафорой того, с чем впервые столкнулась девочка.

Лизель (Софи Нелисс) отправляют к ее новым приемным родителям: Гансу и Розе Хуберманн (эти роли великолепно исполнили актеры Джефри Раш и Эмили Уотсон). Кстати, в романе гораздо понятнее причина, по которой мать отдает детей в другую семью. Отец, неизвестным образом связанный с коммунистами, пропал без вести, и мать, не в силах ухаживать за девочкой и ее братом, решает отдать детей на воспитание приемным родителям, тем самым спасая ее от преследования нацистских властей. С самого приезда Лизель производит впечатление на соседского мальчика, Руди Штайнера (Нико Лирш), который влюбляется в нее. В антураже нацистской Германии происходит взросление девочки. Мы видим ужас фашистского режима через призму обычных немцев, и мне кажется в этом сила повествования.

Центральная тема фильма — рушащееся под напором нацизма мироустройство, показанное глазами наивной, доброй и искренней девочки. Режиссер максимально уплотняет действие, рассказывая не только историю взросления главной героини, но и поднимая весьма сложные темы: дружба, долг, ужасы гитлеровской идеологии и, собственно говоря, смысл жизни. Иногда кажется, что фильм слишком насыщен событиями и переживаниями, но втянувшись в неспешное повествование, ты уже не можешь оторваться от него.

Пережить все ужасы войны Лизель помогают книги и любовь близких людей, большинство из которых война забирает. Когда Ганс, ее приемный отец, узнает, что Лизель не умеет читать, он начинает ее учить, используя книгу, которую она принесла с могилы. Лизель становится буквально одержима чтением: она читает все, что попадается ей в руки.

Кто-то очень верно подметил, что самое ужасное в войне - это рутина. Вот эту страшную рутину и показывает фильм, об этом говорит роман. Лизель взрослеет, читает книги, ухаживает за скрываемым ее семьей евреем Максом, дружит с мальчиком из соседнего дома. Жизнь идет своим чередом. Война разрушает привычный мир всех даже в таком тихом провинциальном городке, она заставляет делать выбор.

Уникальный приемные родители девочки – Ганс и Роза. Сначала кажется, что это несчастная семья. Добрый, смешливый и отзывчивый Ганс и строгая, крикливая, постоянно ворчащая Роза. Кажется, нет пары так не подходящей друг к другу. Но постепенно ты открываешь для себя какова глубина их чувств. Как строгая Роза начинает любить Лизель, и как она привязывается к скрываемому ими еврею. Они прекрасно понимают, что если его найдут, то в концлагерь пойдут всей семьей. Но при этом Роза переживает за Макса, который находится между жизнью и смертью, живя в сыром подвале и сильно болея. И как она радуется, когда он идет на поправку. Бежит в школу к приемной дочке, не утерпев, чтобы первой рассказать об этом ей. Макс понимает всю опасность и уходит из дома сам, чтобы не подвергать смертельной опасности этих удивительно щедрых в своей бедности людей.

Война предстает перед нами во всей мрачности своего быта – от «Хрустальной ночи» с погромами евреев, шествиями и сжиганием книг, одну из которых спасает Лизель. Фильм полон очень сильных по своей правдивости сцен, именно поэтому он так трогает тебя. Удивительно трогает сцена, когда Ганс вступается за своего знакомого торговца, когда к тому приходит Гестапо только потому, что у него в метрике в конце фамилии стоит одно Н, а не два, как у добропорядочных немцев, а значит он еврей. И как потом Ганс плачет от своего доброго поступка, потому что боится, что следом Гестапо придет за ним и пострадают его близкие. Вот именно от таких сцен становится по-настоящему страшно.

Страшно, когда ты видишь сжавшихся от ужаса людей в бомбоубежище. И ты не можешь сдержать своих эмоций, когда Ганс начинает играть на гармони, и люди словно забывают на эти мгновения о войне, страхе, смерти и страданиях. А потом на его место встает Лизель, рассказывая людям истории. Это замечательный фильм о благородстве и великодушии в не благородное и не великодушное время.

После фильма очень хочется прочитать книгу. И это тот самый редкий случай, когда и книга, и фильм равноценны и дополняют друг друга, не соревнуясь, а являясь частью какого-то одного полотна. Маркус Зузак - австралийский писатель, младший из четырех детей австрийских эмигрантов. В одном из интервью он рассказал, что пока рос, слышал много историй о нацистской Германии, бомбежках Мюнхена и евреях, которые проходили через маленький немецкий городок, где в то время жила его мать. Все эти истории вдохновили Маркуса на написание романа «Книжный вор». И книга получилась великолепной, она вдохновила Брайана Персиваля снять не менее великолепный фильм.

В книге вся жизнь Лизель пронизана событиями Второй мировой войны. В сюжете романа отражается все: идея фашистов, гонения евреев, разделение немецкого народа на две половины — тех, кто вступил в НСДАП и тех, кто против идеологии Гитлера (это очень хорошо показано и в фильме). Хуберманы показаны как обыкновенная немецкая семья, не разделяющая фашистские взгляды, но в то же время боящаяся сказать что-либо против, так как последствия могут быть необратимы. Лизель — жертва своего времени. Девочка, ненавидящая Адольфа Гитлера, который загубил всю ее семью (родную, а впоследствии и приемную), не может сделать ровным счетом ничего. Она собственными глазами видит все унижения, которые приходятся претерпевать людям, не принадлежащим к арийской расе, и все это тяжким камнем ложится ей в душу.

Но, не смотря на весь трагизм, фильм не о смерти, а о жизни. И еще на протяжении всего просмотра ты чувствуешь какое-то незримое присутствие. Сначала неосознанно, а потом начинаешь понимать чье это присутствие. Через весь фильм ты видишь и чувствуешь присутствие Бога, потому что Бог – это жизнь. И это фильм о возвращении к жизни, вопреки смерти, вопреки страданиям и боли, о ценности этой жизни и того, что Бог дает нам в ней.

Не смотря ни на что, это очень светлый и добрый фильм о жизни, прорастающей через боль и страдания, о надежде, побеждающей смерть и боль. И не зря Лизель начинает писать свою историю на заклеенных страницах «Моей борьбы» Гитлера, словно утверждая победу света над тьмой, а жизни над смертью. И это главное достоинство этого фильма – возвращение к истокам, из безмолвия, в котором пребывала героиня вначале фильма, к Слову, к жизни.
 
бунгур14.2.2015
Опять книга и фильм о страдании одних евреев во 2-й мировой?
Надоела эта ложь.
Михаил13.2.2015
Кстати, да
весельчак13.2.2015
Всё про какие то трагедии. А комедии то есть хорошие?
 
Про избрание и ограниченное искупление. В продолжение темы о спасении и спорных вопросах сотериологии

Спасение "на халяву"

Рождественская лестница. Мистерия Рождества

Притворяйся, пока не получится

Почему мы не верим в реинкарнацию?

Между поражением и победой

Бесполезность амулетов

Вечное исцеление

Влечение к смерти

Работа над ошибками

Паранормальная активность

Спасение - юридическое или органическое?

Ложные доводы

Проверяема ли вера в Бога?

Анатомия человечности

О печальных анекдотических случаях

Как лучше молиться?

Помощь и милосердие

Шантаж или свободный выбор?

Не оставляй Христа из-за Иуды
  следующие 20 >>