анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Критика или очернение

Антон Лебедев, Саранск

За последнее время не раз слышал негативные отзывы о тех или иных странах, политиках, служителях Церкви. Конечно, в текущей непростой обстановке хочется непременно разобраться, уяснив для себя кто прав и виноват, четко расставить акценты, разделить мир на «своих» и «чужих» (в лучшем случае - заблуждающихся), найти себя на правильной стороне баррикад. Но надо признать, что чаще всего такие суждения носят чрезмерно негативный, даже ругательный характер. Особенно в социальных сетях, создается как бы параллельная реальность. Выходишь на улицу после нее и удивляешься – оказывается, в реале люди более спокойны, доброжелательны, отзывчивы. Спешат по своим делам люди, играют дети, смеется молодежь. Заходишь на фейсбук – как будто на тебя вылили ушат грязи. Начинаешь понимать – если где-то и существует пресловутая «атмосфера ненависти», то в сети она самая и есть.

Для меня очевидно, что в Писании есть как бы два полюса. Категоричным, самоуверенным и самоправедным Спаситель и Апостолы говорят:«не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), «не судите прежде времени» (1 Кор. 4:5). Заблуждающимся, неуверенным, невежественным сказано, что «духовный судит обо всем» (1 Кор. 2:15), «судите судом праведным» (Ин. 7:24). Как водится, наибольшая трудность – найти золотую середину, сохранить баланс. И тут, наверное, стоит задать себе несколько вопросов, чтобы самому отличать суждение от осуждения, критику от очернения, дискуссию от ругани и ожесточенных споров.

Сведущ ли я? Поразительно, как не имеющие специализированных знаний и компетенций люди высказываются о сложных вопросах геополитики, расследований авиакатастроф, военного дела, государственного управления и экономики. При этом для сбора информации используются СМИ того или иного толка – обычно те, к которым питают симпатию. А дальше уже созданная в голове картина мира начинает проецироваться на реальность. Те, кто видит по-другому – заведомо зомбированы некой пропагандой. Результаты расследований и решения судауже не имеют такой большой важности – все и так ясно.

Справедлив ли я? Иными словами, способен ли я честно увидеть слабые места разных точек зрения, вижу ли недостатки в том числе и своей позиции? Есть ли место для самокритики? Могу ли не согласиться даже с теми, к кому испытываю симпатию? Ведьв Священном Писании есть немало предупреждений об опасности лицеприятия и необходимости суждения «не взирая на лица» (Иак. 2:1).

Доброжелателен ли я? Продиктованы ли мои суждения любовью к людям, а не обидой, горечью или тщеславием? Вежлив ли мой тон? Уважительна ли манера разговора? Чиста ли речь? (Кол. 4:6) Конструктивен ли я?Могу ли спокойно взвесить все аргументы, найти точки соприкосновения, предложить решение проблемы? Или моя цель – удовлетворить оскорбленное самолюбие, победить всех в споре, разрушить отношения, построить баррикады?

Конкретен ли я? Заметил одну нехорошую тенденцию – грехи (мнимые или реальные) каких-то политиков или, скажем, служителей Церкви переносятся на всю страну или деноминацию. Мы склонны видеть мир стеретипно, навешивая ярлыки, записывая оппонентов в ту или иную группу. И вот уже интерес представляет не сам человек со своим уникальным мнением и характером, но делаются обобщения на основании мнения нескольких человек. При этом игнорируется личная ответственность, личное мнение. Наиболее популярными, к сожалению, становятся не взвешенные оценки, а огульно обобщающие очерняющие суждения.

И наконец, способен ли я остановиться? Должен признаться, для меня всегда это было искушением – продолжать общение до победного конца, пока оппоненту уже нечего будет сказать. Но сила христианина иногда проявляется в том, что он будет обиженной стороной, даже терпящей лишения (1 Кор. 6:7). Думаю, на самом деле, вовсе не победа в споре или последнее слово в дискуссии – суть самое ценное в глазах Бога. Но верные, взвешенные, умеренные и доброжелательные суждения, которые способны примирять врагов, строить мосты, а не возводить стены.
 
 
Про избрание и ограниченное искупление. В продолжение темы о спасении и спорных вопросах сотериологии

Спасение "на халяву"

Рождественская лестница. Мистерия Рождества

Притворяйся, пока не получится

Почему мы не верим в реинкарнацию?

Между поражением и победой

Бесполезность амулетов

Вечное исцеление

Влечение к смерти

Работа над ошибками

Паранормальная активность

Спасение - юридическое или органическое?

Ложные доводы

Проверяема ли вера в Бога?

Анатомия человечности

О печальных анекдотических случаях

Как лучше молиться?

Помощь и милосердие

Шантаж или свободный выбор?

Не оставляй Христа из-за Иуды
  следующие 20 >>