анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Критика или очернение

Антон Лебедев, Саранск

За последнее время не раз слышал негативные отзывы о тех или иных странах, политиках, служителях Церкви. Конечно, в текущей непростой обстановке хочется непременно разобраться, уяснив для себя кто прав и виноват, четко расставить акценты, разделить мир на «своих» и «чужих» (в лучшем случае - заблуждающихся), найти себя на правильной стороне баррикад. Но надо признать, что чаще всего такие суждения носят чрезмерно негативный, даже ругательный характер. Особенно в социальных сетях, создается как бы параллельная реальность. Выходишь на улицу после нее и удивляешься – оказывается, в реале люди более спокойны, доброжелательны, отзывчивы. Спешат по своим делам люди, играют дети, смеется молодежь. Заходишь на фейсбук – как будто на тебя вылили ушат грязи. Начинаешь понимать – если где-то и существует пресловутая «атмосфера ненависти», то в сети она самая и есть.

Для меня очевидно, что в Писании есть как бы два полюса. Категоричным, самоуверенным и самоправедным Спаситель и Апостолы говорят:«не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), «не судите прежде времени» (1 Кор. 4:5). Заблуждающимся, неуверенным, невежественным сказано, что «духовный судит обо всем» (1 Кор. 2:15), «судите судом праведным» (Ин. 7:24). Как водится, наибольшая трудность – найти золотую середину, сохранить баланс. И тут, наверное, стоит задать себе несколько вопросов, чтобы самому отличать суждение от осуждения, критику от очернения, дискуссию от ругани и ожесточенных споров.

Сведущ ли я? Поразительно, как не имеющие специализированных знаний и компетенций люди высказываются о сложных вопросах геополитики, расследований авиакатастроф, военного дела, государственного управления и экономики. При этом для сбора информации используются СМИ того или иного толка – обычно те, к которым питают симпатию. А дальше уже созданная в голове картина мира начинает проецироваться на реальность. Те, кто видит по-другому – заведомо зомбированы некой пропагандой. Результаты расследований и решения судауже не имеют такой большой важности – все и так ясно.

Справедлив ли я? Иными словами, способен ли я честно увидеть слабые места разных точек зрения, вижу ли недостатки в том числе и своей позиции? Есть ли место для самокритики? Могу ли не согласиться даже с теми, к кому испытываю симпатию? Ведьв Священном Писании есть немало предупреждений об опасности лицеприятия и необходимости суждения «не взирая на лица» (Иак. 2:1).

Доброжелателен ли я? Продиктованы ли мои суждения любовью к людям, а не обидой, горечью или тщеславием? Вежлив ли мой тон? Уважительна ли манера разговора? Чиста ли речь? (Кол. 4:6) Конструктивен ли я?Могу ли спокойно взвесить все аргументы, найти точки соприкосновения, предложить решение проблемы? Или моя цель – удовлетворить оскорбленное самолюбие, победить всех в споре, разрушить отношения, построить баррикады?

Конкретен ли я? Заметил одну нехорошую тенденцию – грехи (мнимые или реальные) каких-то политиков или, скажем, служителей Церкви переносятся на всю страну или деноминацию. Мы склонны видеть мир стеретипно, навешивая ярлыки, записывая оппонентов в ту или иную группу. И вот уже интерес представляет не сам человек со своим уникальным мнением и характером, но делаются обобщения на основании мнения нескольких человек. При этом игнорируется личная ответственность, личное мнение. Наиболее популярными, к сожалению, становятся не взвешенные оценки, а огульно обобщающие очерняющие суждения.

И наконец, способен ли я остановиться? Должен признаться, для меня всегда это было искушением – продолжать общение до победного конца, пока оппоненту уже нечего будет сказать. Но сила христианина иногда проявляется в том, что он будет обиженной стороной, даже терпящей лишения (1 Кор. 6:7). Думаю, на самом деле, вовсе не победа в споре или последнее слово в дискуссии – суть самое ценное в глазах Бога. Но верные, взвешенные, умеренные и доброжелательные суждения, которые способны примирять врагов, строить мосты, а не возводить стены.
 
 
Шантаж или свободный выбор?

Не оставляй Христа из-за Иуды

Вредит ли религия детям?

Вера без оснований?

Без одержимости

Предательство и победа

Свиньи ли мы?

Зачем Богу было нас творить?

Потому что мир сотворен Богом

На казнь Секо Асахары

Может ли футбол быть благочестивым?

Не навязывайте обществу свою мораль…

Непонятная Троица

Христианская мистика

Пожелания учащимся

О сионистах бедных замолвите слово…

Особенности корпоративной духовности

Верующие и Израиль

Зачем молиться?

Они сражались за Родину
  следующие 20 >>