анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О рефлексии и трезвении

Сергей Худиев, Москва

Рефлексия — это философский термин, означающий «обращение внимание субъекта на себя и свое сознание». В разговорный язык слово «рефлексировать» вошло в значении «задумываться о своих убеждениях и действиях», критически их оценивать, задумываться над их оправданностью и обоснованностью. В негативном смысле это слово используется как синоним нерешительности.

Но если мы обратимся к Священному Писанию, мы обнаружим, что, хотя там нет самого слова «рефлексия», такое явление там часто описывается — и описывается как что-то хорошее. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16).

Бог призывает людей вместо того, чтобы бодро идти куда шли, остановиться и погрузиться в раздумья — а туда ли мы идем?

Другой пророк оплакивает несчастного идолопоклонника, который не может остановиться и задуматься: «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"»(Ис.44:20).

Библия много раз призывает людей быть рассудительными. Например: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17).

Нерассудительность — это, во-первых, поспешные, принятые под влиянием эмоций решения, во-вторых — неспособность свернуть с уже избранного пути. Мы, люди, так устроены, что склонны оправдывать уже принятые решения — даже если со стороны они выглядят очевидно глупыми. Если вы потратили большие деньги на ненужную вещь, вам будет трудно признать ее ненужной — тем труднее, чем больше вы потратились. Человеку, посвятившему годы служению той или иной идее, будет трудно признать ее ложность. Чем больше человек «вложился», тем труднее ему развернуться, и он идет дальше и дальше в лес, в который не стоило заходить с самого начала.

Может показаться невероятным, как люди твердо держаться за жутких лидеров различных культов вроде Дэвида Кореша или Секо Асахары, но тут работает тот же механизм - «неужели я так мучился совершенно зря, как последний глупец?»

Люди часто попадаются в такие ловушки — тем более, что им их намеренно ставят. Реклама призывает совершить покупку «прямо сейчас» и залезть в тяжелые кредиты. Политическая агитация намеренно повышает эмоциональный градус, чтобы подавить любые попытки отстраненного, холодного рассмотрения проблемы, оценки ситуации и возможных результатов своих действий. Манипуляции — коммерческие, политические или культисткие — используют те человеческие реакции, которые срабатывают автоматически, до того, как в дело вступает рефлексия. Страх, гнев, желание одобрения и признания, желание принадлежать к той или иной группе — группе потребителей компании или к группе борцов за правое дело.

Рассудительность, рефлексия, способность посмотреть на свои эмоции и желания со стороны, учинить своим помыслам строгий допрос — откуда они, куда они хотят меня увлечь и, что они хотят мне продать — это то, что в христианской традиции называется «трезвением». Сам термин взят из Первого Послания Святого Апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Эта способность стать немного в стороне от себя и посмотреть на себя как бы извне — то, что отличает человека от животных, и эта способность связана с тем, что мы знаем — нас видят. Нас видит Бог, который знает истину, который есть Истина, и мы должны потратить время и сила на то, чтобы остановиться и глубоко, очень медленно подумать — а куда это я иду? А что из этого выйдет? А угодно ли это будет Богу? А что я скажу об этом на страшном суде?
 
 
Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий

Смерть Джокера

Лучше без заигрываний

Стоит ли искать чудес?

Реинкарнация чего?

Кто создал Бога?

Бог – тщеславный эгоист?

Скоро ли придет Антихрист?

Одиночество во вселенной

Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль
  следующие 20 >>