анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Победит ли доброта?

Игорь Попов, Москва

Что вы чувствуете, когда смотрите на падающие желтые листья осенней порой? Когда солнечная пора бабьего лета сменяется дождями и порывами пронизывающего ветра? Когда на смену золотому листопаду приходит первый снег и на улицу, без особой нужды, уже совсем не тянет выходить? Не напоминают ли вам белоснежные узоры на еще не успевшей опасть листве седину?

В Японии пожилой возраст принято именовать «серебряный возраст». Наверное, поэтому и праздник пожилых людей в разных странах принято отмечать именно осенью. В России день пожилого человека отмечался не так давно — 1 октября, как, впрочем, и Международный день пожилых людей. В Японии праздник почитания пожилых людей отмечается 15 сентября и у него довольно мрачная предыстория, которую отразил в своем фильме режиссер Сёхэй Имамура.

Мне тогда было 10 лет. Фильм «Легенда о Нараяме» крутили в нашем поселковом ДК и на него не пускали до 18 лет. Пошла моя сестра, которая всегда славилась страстью к интеллектуальному кино. Она, собственно, и привила мне вкус к кино. Я с жадностью впитывал ее рассказ о фильме и помню, как решил тогда обязательно посмотреть его, во что бы то ни стало.

Мне удалось его посмотреть позднее. И слава Богу! Это зрелище явно не для десятилетних пацанов. Фильм был выпущен на экраны в 1982 году. Сёхэй Имамура был учеником другого великого японского режиссера Ясудзиро Одзу, и это, кстати, очень заметно по тому киноязыку, который применяет Имамура - отношения между героями показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности, словно он просто фиксирует жизнь в ее будничном ритме.

Свой фильм «Легенда о Нараяме» (1983) Имамура снял по известному и отмеченному разными литературными наградами рассказу Ситиро Фукадзава «Сказ о горе Нараяма». Действие происходит в XIX столетии в японской деревушке, пораженной голодом. Чтобы не умирать голодной смертью, жители ввели ритуал умерщвления бесполезных членов сообщества: новорожденных мальчиков просто убивали, а пожилых людей их собственные дети относили на вершину горы Нараяма и оставляли умирать. Орин - женщина 69 лет должна умереть. Ее сын не хочет выполнить ритуал, но того требует мать, верная традиции. Найдя жен своим детям, она начинает последний подъем на вершину, привязанной к спине сына. Это лишь сюжетная канва картины. Но самое главное остается за словами и видеорядом. Это необыкновенная притча о человечности, о самопожертвовании и смысле жизни. Фильм снят необыкновенно красиво, в чем, безусловно, заслуга как режиссера, так и великолепного оператора Масао Тосидзава. Кинокартина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Международном кинофестивале в Каннах.

Фильм смотреть очень тяжело. Я помню, как не мог отойти от впечатления после просмотра целый месяц, возмущаясь тому, что же в нем сестра могла найти великолепного. Но через месяц… мне захотелось посмотреть его еще раз. Наверное, в этом и сила великого произведения искусства – заставлять задуматься над своей жизнью, показывать то, на что обычно мы привыкли закрывать глаза. Уж больно все это некрасиво, уж больно неприлично, как-то не вериться, что это творим мы, люди.

Необыкновенно то, как Имамура усиливает этическое содержание своего фильма. В картине практически нет диалогов, режиссер предпочитает использовать положения тел, телодвижения, жесты и окружающую обстановку, чтобы показать внутреннее состояние героев. Здесь не классическая история про злого и неблагодарного сына, бросающего умирать свою мать, нет. Мать сама готовится к исходу и готовит своего сына Тацухэя, который нежно любит ее, к последнему пути. Исполняя долг сына, Тацухэй относит мать умирать в зимний день, когда выпадает первый снег. Снежинки медленно падают на седую голову матери, словно покрывают ее тело белым саваном по дороге на гору. Этот поход изменяет главного героя. Когда Тацухэй возвращается домой, он другими глазами смотрит на своего сына, понимая, что пройдут годы, и тот так же понесет его на Нараяму умирать.

Про старость и драму этого возраста написано множество произведений, поставлено множество спектаклей и снято много фильмов. Достаточно вспомнить великолепный спектакль «Дальше тишина», поставленный гениальным русским режиссером Анатолием Эфросом, где главные роли сыграли пожилые Ростислав Плятт и Фаина Раневская. Этот как раз классическая история про стариков, которые стали не нужны своим детям, они стали для них обузой и дети всячески пытаются от них избавиться. Кстати сказать, сама пьеса мне показалась довольно средненькой, если бы не гениальная игра Раневской и Плятта и режиссура Эфроса. Благодаря их таланту спектакль становится гимном любви и верности и грустной притчей о ненужности и отчужденности.

Я смотрел этот спектакль и поневоле стал задумываться над самой историей. Почему такие замечательные старики воспитали детей, для которых стали чужими людьми? Что произошло между ними, что они отдалились, перестали чувствовать эмоциональную и душевную близость с самыми близкими людьми?

С детства мы стремимся к близкому контакту со своими родными. Мы начинаем познавать мир, держась за руку матери и отца, делая первые несмелые шаги, верим, что нас поймают, не дадут упасть, всегда будут готовы пожалеть, выслушать, понять. У ребенка несколько базовых потребностей, которые должны обеспечить его родители: потребность в любви и принятии, безопасности, познании, общности и уважении и потребность быть самим собой.

С детства ребенок нуждается в любви и принятии. Что происходит тогда, когда он не получает этого? Он становится сам неспособен к любви и принятию, к понимаю другого и к проявлению этих чувств в своей жизни, передавая эту «семейную традицию» дальше. Чувство безопасности помогает сформироваться личности человека. При неблагоприятной атмосфере в семье ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов, которые и определяют его дальнейшую жизнь. В будущем он не может брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, потому что его жизнь полна страхов, неуверенности, и он передает эту неуверенность дальше, своим детям, а иногда и вовсе меняется с ними ролями, ища у них принятия, любви и защиты, которые дети не могут, да и не должны обеспечивать взрослым людям.

Первый опыт познания этого мира ребенок приобретает из рук своих родителей. От того какой он будет — позитивный или негативный — зависит формирование навыка обучения и самостоятельности в жизни. Удовлетворение потребности в общности и уважении помогают ребенку взрослеть и осознавать себя полноценной личностью. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены — самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от ответственности, задерживаясь в состоянии «вечного ребенка». Во взрослом возрасте это проявляется в поведении «непризнанного гения», все достижения которого на словах, а на деле – бегство от работы и ответственности.

Чувство уникальности и самоуважения формируется, прежде всего, в первых отношениях с самыми значимыми для нас людьми — родителями. Ребенку необходимо видеть и чувствовать свою уникальность, индивидуальность, учиться видеть это, ценить и уважать. Мы как родители иногда совершаем непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой, вырабатывая потребность быть лучше всех, что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности. Ведь уникальность — это не быть лучше других, это быть иным, другим, непохожим, тем, кого не нужно ни с кем сравнивать. А еще страшнее, когда родители, которые сами не реализовались в жизни, перекладывают свои ожидания на детей, перегружая их долгом и ответственностью, тем самым уродуя их жизни, не давая им быть личностями.

Почему происходит так, что между родителями и детьми теряется понимание и контакт друг с другом? Почему мы перестаем быть открытыми с самыми близкими людьми? Почему мы становимся чужими? Может быть потому, что мы уже давно отнесли друг друга на вершину горы Нараямы. Только сначала это сделали родители, принеся в жертву детей своим страхам, нереализованным ожиданиям, карьере и эгоцентризму? Так почему мы удивляемся, что в нашей жизни стало меньше доброты и милосердия?

Меня всегда трогают удивительные слова Христа: «...и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Евангелие от Иоанна, глава 6, стих 37). Легко ли мне доверять такому Богу, который готов сейчас любить, принимать, ценить, защищать, отдавать, прощать? Доверять всегда нелегко, особенно когда за плечами многолетний опыт отвержения и одиночества. Но Бог меняет наши сердца, меняет наши жизни и восполняет все наши искаженные грехом потребности. Мы становимся личностями, которые сами могут принимать, любить, прощать, заботиться. Делать это так, чтобы опека не превращалась в манию, любовь отдавала, не навязывая, милосердие всегда строилось на уважении чувств и личности другого человека.

У американского писателя Кормака Маккарти есть пронзительный и суровый роман «Старикам тут не место», по которому был снят одноименный фильм. Меня поразили финальные строки этой книги. Главный герой шериф Белл видит сон. В нем он и его отец пересекают на лошадях заснеженный горный перевал. Отец тихо обгоняет его, неся вперед огонь. Белл знает, что где-то впереди отец будет ждать его у разведенного костра, окруженного холодной темнотой. «И тут я проснулся» — заканчивает свой рассказ Белл. Как же здорово осознавать, что впереди тебя идет тот, кто несет огонь, чтобы согреть тебя. Тогда и ты стремишься сам нести этот огонь. Тогда не нужны будут особые дни защиты детей и почитания пожилых людей. Это просто будет частью наших здоровых, любящих отношений. И тогда победит доброта.
 
 
Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий

Смерть Джокера

Лучше без заигрываний

Стоит ли искать чудес?

Реинкарнация чего?

Кто создал Бога?

Бог – тщеславный эгоист?

Скоро ли придет Антихрист?

Одиночество во вселенной

Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия
  следующие 20 >>