анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
«Бен-Гур» и кое-что, кроме скачек

Игорь Попов, Москва

Переэкранизировать киноклассику – дело неблагодарное и рискованное. Для этого нужно обладать внутренней убежденностью, что у тебя есть своя интерпретация любимого и почитаемого всеми произведения, которая заинтересует зрителя настолько, что он не побежит сравнивать с уже увенчанным наградами оригиналом.

Тимур Бекмамбетов – режиссер с большим кинематографическим опытом. Опыт этот не только отечественный, что говорит только в пользу режиссера, ему удалось поработать с Роджером Корманом и Тимом Бертоном. И именно он решился поспорить с великими и поставить свою версию оскароносной картины 1959 года режиссера Уильяма Уайлера. Стоит заметить, что и Уайлеру тогдашние продюсеры прочили провал его эпического кинофильма. Ну не будет зритель смотреть на страдания еврея в Римской империи почти 4 часа. Ан нет, не просто стал смотреть, но и смотреть с восторгом. Фильм получил рекордное количество золотых статуэток «Оскара» - 11 штук (такой рекорд повторили за всю историю премии еще лишь два фильма – «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля»).

Но прежде чем говорить о попытке Бекмамбетова войти в киноолимп, стоит вообще поговорить про литературный первоисточник многочисленных киноинтерпретаций. Опубликованный в 1880 году роман Льюиса Уоллеса «Бен-Гур» — одна из самых читаемых книг в истории американской литературы и источник вдохновения для одного из самых зрелищных фильмов мирового экрана. На первых порах роман большого интереса у читателей не вызвал. В год его издания было раскуплено всего три тысячи экземпляров, однако спустя семь лет книга продавалась по пять тысяч экземпляров в месяц. В конечном итоге после вялого старта «Бен-Гур» достиг огромного коммерческого успеха и на рубеже XIX и ХХ столетий стал самой известной англоязычной книгой, потеснив даже «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

Первая постановка романа была предпринята в 1899 году на Бродвее, спектакль не сходил со сцены в течение двадцати лет (вернее он туда постоянно возвращался за это время). Театральная версия романа воссоздала скачки на колесницах и вывела в главной роли будущую звезду ковбойских фильмов Уильяма Харта. Позже по роману были сняты два классических голливудских фильма. Экранизация 1925 года с Рамоном Наварро в главной роли считается одним из лучших кинопроизведений эры немого кино. Ну и, наконец, фильм Уильяма Уайлера, где в главной роли снялся Чарлтон Хестон.

Роман получил широкую поддержку со стороны Церкви и верующих, в том числе Ватикана, профинансировавшего специальный выпуск книги. В 1959 году журнал «Life» среди самых значительных книг, когда-либо написанных в Америке, указал роман «Бен-Гур».

Интерес к роману «Бен-Гур» сохраняется уже более ста лет, потому что каждый читатель находит в нем нечто важное для себя. История иудейского героя Бен-Гура, кульминацией которой является его присутствие на Голгофе и обращение ко Христу, сочетает в себе авантюризм, сентиментальность, зрелищность и глубокий духовный подтекст. Бен-Гуром движут честолюбивые устремления и жажда мести — он мечтает стать военным вождем, чтобы уничтожить римских угнетателей своей родины Иудеи. Однако, вдохновленный примером Христа, он складывает оружие, прощает врагов и остаток жизни проводит в служении людям. Уоллес изображает Бен-Гура человеком эмоциональным и любящим свое отечество, свой народ и свою семью так же, как он любит Спасителя. Но он и убийца, движимый чувством мести, и герой из плоти и крови, не свободный от многих слабостей и недостатков. Автору романа удалось убедить читателя в том, что в одном человеке сочетаются такие противоречивые качества, как кровожадность и нежность, самовлюбленность и бескорыстие, плотские страсти и духовная чистота. В результате роман «Бен-Гур» завоевал сердца читателей именно тем, что показал, как может измениться жизнь обычного человека после встречи с Христом.

Льюис Уоллес родился 10 апреля 1827 года в Бруквилле (штат Индиана) в семье известных политических деятелей Среднего Запада. Его дед по материнской линии был первым конгрессменом от штата Индиана. Отец, юрист, оставив преподавание в военной академии «Уэст-Пойнт», вернулся в родной штат и занялся политикой. Когда началась американо-мексиканская война 1846—1848 годов, Уоллес, горя желанием прославиться и находясь под сильным впечатлением романтического авантюризма книги Уильяма Хиклинга Прескотта «История завоевания Мексики», поступил лейтенантом на службу в роту «Эйч» Первого пехотного полка, сформированного из добровольцев штата Индиана. Правда, он так и не побывал на передовой.

Позже Уоллес изучал право в Индианаполисе и в 1849 году был принят в адвокатуру штата. В 1852 году он женился на поэтессе Сьюзан Арнольд Элстон и поселился в ее имении Крофордсвилл в Индиане. Присоединившись к той фракции демократической партии, которая выступала против рабства, Уоллес в 1856 году был избран в сенат своего штата и оставался сенатором в течение следующих пяти лет.

После начала Гражданской войны между Севером и Югом (1861—1865) Уоллес вернулся на военную службу и в чине полковника служил в 11 добровольческой армии. После битвы при Балл Ран в 1861 году, первой битвы Гражданской войны, где он командовал боевыми отрядами, Уоллес получил звание бригадного генерала, а в следующем году — звание генерал-майора. Разыгравшаяся 6 апреля 1862 года близ города Шилоха в Теннесси битва была одной из самых кровопролитных в истории гражданской войны: обе сражавшиеся стороны вместе потеряли в ней 24 тысячи человек. Руководящую роль Уоллеса в битве при Шилохе можно оспаривать, однако не вызывает сомнения его руководство освобождением Цинциннати, Огайо и Вашингтона (округ Колумбия) от отрядов конфедератов. Об этой войне Уоллесом были написаны воспоминания, опубликованные только в 1998 году.

После войны Уоллес участвовал в работе военной комиссии по расследованию убийства президента Авраама Линкольна. В 1866 году он вернулся в Мехико для командования армией Бенито Хуареса Гарсиа, первого мексиканского президента с индейскими корнями и национального героя, боровшегося со ставленником французского императора Наполеона III — марионеточным императором Максимилианом I Габсбургом, власть которого распространялась на районы, оккупированные французскими войсками. В результате борьбы мексиканского народа французский экспедиционный корпус в марте 1867 года был отозван, поддерживавшая его армия консерваторов разгромлена, а сам Максимилиан I взят в плен, приговорен к смертной казни и расстрелян.

В 1873 году Уоллес опубликовал свой первый роман «Справедливый Бог» — тщательно продуманное повествование о завоевании империи ацтеков Эрнаном Кортесом. Роман описывает захват государства ацтеков испанцами. За плечами Уоллеса был большой опыт ветерана войны между Америкой и Мексикой. В том и другом случае «цивилизованные» империи (Испания и США) побеждают в войне и преобразуют жизнь «диких» народов (ацтеков и мексиканцев). Живя в Санта-Фэ, Уоллес закончил работу над романом «Бен-Гур» (1880), эпическим повествованием о начальной поре христианства. Основанная на исчерпывающих библейских исследованиях, эта книга рассказывает о юном иудейском аристократе, ставшем рабом на галерах, и о его последующем возвышении в Римской империи. Процесс духовного самопознания Бен-Гура проходит параллельно с жизнью Иисуса, и поиск героем истины достигает своей кульминации в момент Его распятия.

Вернувшись в 1885 году в свое имение Крофордсвилл, Уоллес участвовал в политической жизни штата, разъезжая с лекциями по всей Америке. Последние годы жизни здоровье Уоллеса стало ухудшаться, и 15 февраля 1905 года он умер.

Роман, рассказывающий о военных победах и духовном обращении, можно рассматривать и как автобиографический. В своей книге «Как я пришел к написанию «Бен-Гура»» (1895) Уоллес пишет, что общение с агностиком Робертом Дж. Инджерсоллом побудило его добавить подзаголовок к названию романа «История Христа». Уоллес признается, что всю жизнь занимался мирскими делами, индифферентно относясь к вопросам существования Бога и божественности Иисуса Христа. Однако в процессе обсуждения этих вопросов с Инджерсоллом Уоллес обратился к Богу, хотя его оппонент не сделал этого, и после написал роман «Бен-Гур», рассказывающий о духовном пробуждении человека.

По ходу повествования Бен-Гур из зеленого юнца превращается в мужчину, а из обычного мужчины — в героя. Когда Мессала предает его — отправляет мать и сестру Иуды в темницу, а его самого осуждает на подневольный труд галерного раба, — гнев меняет характер подростка. Когда читатель в третьей книге снова встречается с Бен-Гуром, тот уже несколько лет отбывает наказание на галере. Эволюция Бен-Гура от подростка до героя выражена в его превращении в поразительно мускулистого мужчину, которого тяжелый труд сделал могучим силачом. Впоследствии эта сила дала ему возможность побеждать в состязаниях на арене антиохийского цирка и на поле брани.

Кроме физических достоинств Бен-Гура Уоллес отражает и его нравственную чистоту и духовную праведность. И это было вполне в духе времени самого писателя. В середине XIX века в Америке укоренилось движение, основанное на убеждении, что в воспитании молодых христиан здоровое тело так же важно, как и духовная чистота, и что по мере того как нация приближается к концу второго тысячелетия, американские юноши должны быть всесторонне подготовлены к тому, чтобы распространять Евангелие по всему миру, достойно преодолевая на своем пути физические и духовные преграды.

Самые незабываемые эпизоды романа описывают другие хорошо известные события из жизни Запада — открытую борьбу между героем и злодеем. Уоллес сравнивает скачки на колесницах с состязанием профессиональных пушкарей, говоря, что соревнующиеся лошади вырываются на старте подобно снарядам при залпе множества пушек. Триумфом Бен-Гура в конце пятой книги завершается его конфликт с Римом. Потом герой должен прийти к постижению другого, как ему кажется, «мстителя» — Христа. Смиренно перенося человеческое предательство и позволив Себя распять, Христос учит Бен-Гура тому, насколько важны покорность Божьей воле, сострадание и любовь. После духовного прозрения у подножия креста Бен-Гур складывает оружие против Рима и остаток своей жизни проводит в служении.

А теперь можно поговорить и об экранизации Бекмамбетова. У меня сложилось стойкое впечатление, что режиссер из всего романа внимательно прочитал и впечатлился лишь одной сценой – скачками на колесницах. Она снята с размахом и только ради нее и стоит смотреть весь фильм. Сцена действительно впечатляет. Но при этом все остальное повествование напоминает детский утренник, простите. Да и разночтений с оригиналом там предостаточно. Мессала уже не друг, а сводный брат Бен-Гура. С крыши Иуды на прокуратора (уже не Валерия Грата, а самого Понтия Пилата, чего, собственно, мелочиться-то) не падает плитка: с этой крыши из лука стреляет юный зелот, повстанец. Бен-Гур неосторожно приютил паренька у себя дома, а он возьми да и напади на Понтия Пилата, кто ж знал-то.

Но самое важное в фильме не это. В фильме 1959 года Уайлера ключевой персонаж – Христос. И для этого режиссер придумал гениальный ход – он позволяет герою заниматься своей жизнью, своей местью, показывая Христа лишь на периферии жизни Иуды. Лицо Христа ни разу не показывалось. Мы видим его со спины или издали. Он не стоит в центре жизни героя. Все меняется, когда Бен-Гур встречается с Христом на кресте. И этот прием достигает своей цели, ты понимаешь, что так шокировало и что изменило жизнь главного героя.

Бекмамбетов как раз показывает Христа, но делает это так, словно боится, что современный молодой зритель быстро пресытится этим зрелищем и поэтому старается быстро пересказать все известные идеи учения Спасителя. Получается такое твиттер-Евангелие, быстрое попурри. Да и сложно сделать это по-другому, отведя Христу на экране… четыре минуты. Поверит ли современный зритель, не знакомый с классическим романом и его великолепной экранизацией, изменению жизни экранного Бен-Гура, не знаю. Меня он как-то не убедил, хотя, признаюсь, на колесницах он был весьма убедителен (правда поразил экспресс-метод его подготовки). И все же, я рад этой экранизации за то, что, как много раз уже подчеркивал, любая экранизация привлекает внимание к оригинальной истории. И уже тогда сам зритель сможет сравнить творение Бекмамбетова с классической историей Иуды Бен-Гура и откроет для себя классическую историю преображения человеческой жизни. А это уже немало.
 
 
Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие
  следующие 20 >>