Последние времена, когда «умножается ведение» (Дан. 12:4), характеризуются все более острыми христианскими дискуссиями по разным вопросам – при этом сильный акцент делается не на богословие или практику служения, но на политику и общественные процессы.
Разумеется, в самом по себе обсуждении этих тем нет ничего плохого или запретного – все мы, так или иначе, являемся гражданами своих стран и людьми со своим мнением. Но не слишком ли мы концентрируемся на сферах, где ничего изменить не можем или наше участие минимально? Не получается ли так, что мы «угрызаем» друг друга (в то время как истинные виновники мировых проблем нам недоступны) и рушим единство между христианами? Не чрезмерно ли мы «заботимся о завтрашнем дне»? Не потому ли так много между верующими отчужденности и разделений? С моей точки зрения, в таких дискуссиях христиане часто допускают одну досадную ошибку, а именно – смешение истины и этики.
Истина, открытая нам в Священном Писании, имеет вечную и непогрешимую природу. Все потому, что Истина – это, прежде всего, Сам Бог. Величайшим воплощением Истины, «полнотой Божества телесно», стал Господь Иисус Христос, который в Своей Божественности и Человечности максимально явил Божьи качества. Учение Библии, принципы благочестия и домостроительства Церкви также оставлены нам как образец, неизменный на века. Ибо Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же (Евр. 13:8).
И вот Истина приходит в мир, искаженный и обезображенный грехом. Где добро и зло размыты, а человек уже отчаялся найти хоть какой-то нравственный якорь. Как поступает Христос? Он не вливает молодое вино в ветхие мехи, не пытается все расставить по своим местам, заменить плохих политиков на хороших, одних религиозных лидеров на других и освободить Израиль от Римской оккупации. Его цель – создать в Себе новую реальность, новый мир, заключить Новый Завет, вложить в уста верующих песнь новую…
И здесь, на стыке нового и старого мира, будучи «в мире, но не от мира», нам и нужна христианская этика. Некое понимание, как вести себя среди людей разных взглядов, в том числе и весьма далёких от христианства, как давать мудрые и взвешенные оценки. К сожалению, «духовность» в христианской среде часто понимается как «суждение обо всем» (1 Кор. 2:15). Однако, очевидно из контекста, что Апостол подразумевал под «всем» духовные истины Евангелия, открытые всякому верующему, но не абсолютное всезнание или экспертные сведения по всем сферам бытия. А значит, в применении библейских текстов к текущим событиям (будь то законодательный запрет абортов, расследования авиакатастроф или военные конфликты) нужно быть осторожным, чтобы не впасть в начетничество или одностороннюю трактовку.
Этика также предполагает сбалансированность, когда вооруженный «мечом духовным» верующий не рубит с плеча и не ведет себя как слон в посудной лавке, но уподобляется своему Учителю, который трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит. Такой человек вряд ли будет абсолютно уверен в своем суждении и не станет требовать согласия со своим мнением как с некой «истиной». Нам так необходимы твердость веры и принципиальность жизни, но сочетающиеся с гибкостью применения и снисходительностью к инакомыслящим по неоднозначным вопросам.