анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Капитан Каравеллы

Игорь Попов, Москва

Владислав Крапивин
Владислав Крапивин
Когда мы говорим о классиках литературы, то перед мысленным взором предстает перед нами суровый лик, смотрящий на нас со стены кабинета литературы. Предстает он перед нами в пантеоне других таких же ликов, и сразу как-то становится неуютно, будто ты присутствуешь на экзамене, и комиссия тобой весьма недовольна. И все же есть те счастливые люди, которые попадают в разряд классиков еще при жизни, избегнув этой суровой ассоциации.

14 октября исполнилось 78 лет Владиславу Петровичу Крапивину. На его произведениях выросло уже не одно поколение мальчишек и девчонок. И он по праву считается признанным мэтром детской литературы. Это писатель, творчество которого породило множество подражаний и с идеями которого многие писатели вступали в дискуссию. Достаточно вспомнить хотя бы писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, который в повестях «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» дискутирует с Владиславом Петровичем.

Я познакомился с мирами Крапивина, как многие советские школьники, еще в детстве. И началось это с повести «Мальчик со шпагой». Позже повесть стала частью одноименной трилогии, а сама повесть стала называться «Звездный час Сережи Каховского». Образ, созданный писателем, очень точно попал в мои системы координат. Именно поэтому творчество Владислава Петровича для меня долгое время было компасом, по которому я ориентировался в окружающем мире. Потом были другие книги, другие герои. Но первыми книжными героями, которым я безоговорочно поверил, были герои книг Крапивина.

Писатель родился в 1938 году в семье педагогов Ольги Петровны и Петра Федоровича Крапивиных в Тюмени. Его отец длительное время служил священником в Православной церкви. Его арестовали, потом отпустили. Один из друзей семьи, который работал в НКВД, предупредил, что отцу Петру нужно срочно уезжать, иначе — смерть. На тот момент в семье было двое детей: Людмила и Сергей. Петр Федорович отказался от сана, взял жену и детей, каким-то образом сделал новые документы, и уехал в далекую Тюмень, в захолустье к брату бабы Оли — Борису. Именно там и родился третий ребенок, которого назвали Владиславом.

Детство будущего писателя пришлось на годы Великой Отечественной войны. Петр Федорович ушел на фронт, Ольга Петровна стала работать в госпитале. В повести «Тень Каравеллы» Крапивин описывал лишения военного времени, с которыми столкнулся ребенком: постоянное чувство голода, суровые зимы и тревога за близких людей. После войны родители Владислава Крапивина расстались, у него появился отчим. Отношения с отчимом были сложными. Несмотря на все трудности и печальные события, писатель вспоминает свое детство как счастливое время, с которым ему не хотелось расставаться: долгие летние каникулы, футбол и воздушные змеи, купание в реке Туре, игры в разбойников и поиски клада, радость первой дружбы. Все то, чем живут и дышат мальчишки и девчонки в разные времена и эпохи.

Главным человеком в жизни Крапивина в эти годы была мать. Она читала сыну книги, прививала любовь к классической музыке. Во время войны самой доступной радостью для Крапивина было чтение. Он увлекался приключенческой литературой (Р.Л. Стивенсоном, Ж. Верном), сказками А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Именно воспоминания детства стали для Крапивина источником вдохновения. Во многих его произведениях описан город, в котором можно узнать послевоенную Тюмень: заросший одуванчиками двор на углу, школа, старинная Спасская церковь и река (об этом он пишет в повестях «Сказки Севки Глущенко», «Острова и капитаны», «Ковер-самолет» и многих других). Вместе со своим другом Павлом Шадриным Крапивин играл в кораблики и мечтал о море и дальних странах. Об этих мечтах, любимых книгах и детской дружбе он позже писал в книге «Тень Каравеллы».

Крапивин с детства хотел стать писателем, сочинял стихи и сказки. В 5 лет он сочинил первые стихи, а в 8 лет попытался написать первый роман. Первая публикация Крапивина состоялась в 1956 году, когда он оканчивал школу: в газете «Тюменский комсомолец» было напечатано его стихотворение «Весна». В этом же году, после окончания школы, будущий писатель поступил в Уральский государственный университет имени Горького на факультет журналистики. Ему везло с учителями. Студентом он посещал литературный кружок под началом В. Н. Шустова - редактора журнала «Уральский следопыт». Окончив второй курс, Крапивин поступил на производственную практику в газету «Комсомольская правда», где трудился в отделе учащейся молодежи. Там он познакомился с еще одним важным для себя человеком – автором педагогики сотрудничества Симоном Соловейчиком.

Соловейчик был личностью во всех смыслах неординарной. Журналист, писатель, он оставил сотни статей и книги, посвященные педагогическим проблемам и бесчисленным их вариациям. Соловейчик в своих публикациях предупреждал: не от взрослых только зависят «плоды просвещения». Ребенок, подросток, юноша — равные соавторы в этом труде, а значит, либо жди от них сотрудничества, либо пожинай плоды своей насильственной педагогики. «Не жалуйтесь, — говорил Соловейчик, — но вдумайтесь в то, как вы взаимодействуете с ребенком, и как он воспринимает вас и ваши уроки». Этой простой мыслью начинается главная тема писателя и единственный ответ на родительские и учительские сомнения — педагогика должна быть педагогикой сотрудничества. Именно эти идеи горячо воспринял молодой журналист и писатель Владислав Крапивин.

Как начинающий литератор Крапивин, по собственному признанию, испытал большое влияние К. Г. Паустовского, изучал его творчество и даже был у него на похоронах. На совещании молодых писателей в Москве в 1963 году занимался в секции детской литературы под руководством еще одного легендарного советского писателя Л. А. Кассиля.

Первая книга автора — «Рейс «Ориона» — увидела свет в 1962 году. Ее выпустили в свердловском издательстве. Профессиональную деятельность Крапивин совмещал со своими главными увлечениями: морским делом и работой с детьми. В 1960 году он впервые побывал в Севастополе, о котором много читал, и увидел море. С тех пор Севастополь стал для Крапивина второй родиной. Впоследствии писатель посвятил этому городу несколько книг: «Давно закончилась осада…», «Трое с площади Карронад», «Шестая Бастионная» и др.

В 1964 году Владислав Петрович был принят в Союз писателей СССР. Биография этого писателя знает немало творческих достижений. В 1970-1980-е годы он был членом редколлегий изданий «Уральский следопыт» и «Пионер». В 2007 году автор вернулся в Тюмень, где получил звание профессора Тюменского государственного университета и занимался со студентами в школе литературного мастерства. 15 июня 2011 года в Тюмени появился музей Крапивина с экспозицией под названием «Славка с улицы Герцена». В ее состав входят вещи, напоминающие о творчестве и жизни писателя. Осенью 2013 года Владислав Петрович вновь перебрался в Екатеринбург. За свою литературную деятельность Крапивин издавался 200 раз. Его книги переведены на разные языки мира. С 2006 года учреждена Международная литературная детская премия имени Крапивина. Ее председателем является сам Владислав Петрович, она вручается в день его рождения - 14 октября.

В то же время Крапивин уделял много внимания детям, с которыми дружил (занимался с ними фехтованием, организовывал походы), и вскоре пришел к идее создания детского клуба. В 1961 году по инициативе Владислава Крапивина был основан детский отряд «Каравелла» — парусная флотилия, над которой в 1965 году взял шефство журнал «Пионер». Помимо морского дела члены отряда занимались спортивным фехтованием, журналистикой, изучали историю парусного флота. Владислав Крапивин руководил отрядом в течение тридцати лет. В настоящее время отряд возглавляют его выпускники. В 2006 году по инициативе отряда «Каравелла» Комиссия по символам Свердловской области присвоила Владиславу Крапивину герб с изображением корабля и девиз «Всегда двенадцать». Девиз выражает отношение писателя к жизни: Крапивин сохраняет ясный взгляд на мир и обостренное чувство справедливости, свойственное подросткам.

У «Каравеллы» была собственная клятва-девиз, которая полностью обозначала педагогическую направленность этого объединения: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». В этом отряде Владислав Крапивин воспитывал новых романтических героев – смелых, бескорыстных, с обостренным чувством справедливости. Именно такими являются и герои его произведений. Владислав Петрович считает детство особым периодом в жизни каждого человека, равноправным со зрелостью, юностью и старостью, отстаивает принцип сотрудничества поколений (он до сих пор верен идеям своего учителя Симона Соловейчика) и говорит о необходимости присутствия во внутреннем мире каждого ребенка высокой идеи. Все это до сих пор находит отражение в творчестве писателя.

У каждого из читателей книг Крапивина свой корпус произведений любимого писателя. Для меня это, прежде всего, «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Голубятня на желтой поляне» и «Дети Синего Фламинго». Ну и, конечно же, его знаменитый цикл «В глубине Великого Кристалла». Цикл является логическим продолжением предыдущих работ Крапивина, прежде всего — трилогий «В ночь большого прилива» и «Голубятня на желтой поляне». В повестях цикла описывается Вселенная, представляющая собой совокупность множества параллельных миров, в целом составляющая некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла («Великий Кристалл»). Каждая грань этого кристалла — отдельный мир, со своей историей, географией, со своим течением времени. Как и в обычных кристаллах, в кристаллической Вселенной нет идеальной упорядоченности: где-то ребра между гранями сглаживаются, где-то в толще кристалла могут оказаться трещины, где-то есть другие изъяны и аномалии. В мирах, находящихся на гранях, этим дефектам соответствуют различные «аномальные зоны», через которые иногда, при благоприятном стечении обстоятельств, можно попасть из одного мира в другой. Вселенная устроена так, что миры на соседних гранях похожи друг на друга: они могут иметь близкую, хотя и отличающуюся географию, там живут люди, говорят на похожих языках, уровень научно-технического и социального развития человечества примерно одинаков, хотя и различий очень много. Этот прием фантастических миров помог писателю раскрыть в произведениях сложные этические и философские проблемы.

Уже много написано о религиозных мотивах в творчестве Крапивина. Этой теме посвящена статья писателя и публициста Виталия Каплана. Сам Владислав Петрович относится к этой теме осторожно, но и не скрывает своих взглядов: «Я человек верующий, крещен в православной традиции и отношусь к православию с величайшим уважением, - написал он в статье «Струна и люстра. Мысли и заметки о ребячьих отрядах» (2006). - Еще в давние, семидесятые годы я пересказывал ребятам истории из Нового Завета (немало рискуя при этом) и давал своим юным капитанам читать Библию… Некоторые ревностно религиозные читатели моих книг, бывало, упрекали меня в излишне свободной (по их мнению) и спорной трактовке православных догм. Но я всегда старался в своих суждениях исходить из интересов детей. И помнил слова Спасителя: «Будьте, как дети».

С годами в произведениях Крапивина картина мира все более усложняется. Писатель сохраняет верность принципам конечной победы добра, справедливости, в то же время тем отчетливо показывает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть, которые еще более усиливают нравственный и этический посыл автора. Иногда Крапивина обвиняют в жестокости по отношению к героям, но сам автор специально ставит своих персонажей в сложные обстоятельства, которые показывают настоящие характеры и верность принципам, невозможности компромисса со злом.

Книги Крапивина – это как раз тот самый случай захватывающего семейного чтения, когда вместе можно обсудить прочитанное и поговорить откровенно о сложных и неоднозначных вопросах, с которыми рано или поздно придется столкнутся нашим детям. Именно поэтому повести и романы Владислава Петровича станут проводниками к истинным, духовным ценностям. И это всегда труд над собой в поиске своих ответов на сложные вопросы.
 
 
Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие
  следующие 20 >>