анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О контробвинениях

Сергей Худиев, Москва

Когда я в очередной раз читаю атеиста, ссылающегося на «костры инквизиции», как на довод против христианской веры, мое первое побуждение — ответить по существу. Знаменитейшая испанская инквизиция всего казнила, по подсчетам историков, от 826 (сохранились приговоры) до 3000 человек, учитывая, что часть материалов утеряна. При этом, эти восемьсот с чем-то смертных приговоров на примерно сорок пять тысяч сохранившихся дел - получается были, скорее, редкими.

Оценки жертв атеистических режимов ХХ века — в СССР, в Китае, в Кампучии, в Албании, в других странах — тоже расходятся. Между миллионами и десятками миллионов. Когда я обращаю на это внимание, обычно говорят, что это же совсем другое дело! Атеисты ХХ века либо не были настоящими атеистами, либо их злодейства выдуманы врагами, либо не выдуманы — но, во всяком случае, их нельзя приписывать атеизму.

С точки зрения аргументации тут, конечно, "нашла коса на камень". Почему злодейства религиозных людей, совершенных ими под знаменем религиозных воззрений, считаются за довод против религии, а злодейства атеистов, совершенные под знаменами атеистических идеологий не должны считаться за довод против атеизма? Логически в этом нет никакого смысла. Если злодейства последователей есть довод против определенный мировоззренческой позиции, то этот довод должен работать в обе стороны. Но потом я стал догадываться, что этот довод и не апеллирует к логике.

Если присмотреться к тому, как люди спорят о политике, можно заметить, как часто они обмениваются обвинениями. При этом, почему-то считается, что обвинения в адрес противной стороны как-то снимают обвинения со своей. Лучший способ защиты — нападение. Лучший способ отбиться от обвинений — обвинять первым. Как будто, если первым встать в позу прокурора, никто не сочтет тебя обвиняемым. Это, касается, конечно, не только споров о политике, но почти любых конфликтов, вплоть до семейных ссор. Люди пытаются не столько защитить свое поведение, обосновать его правильность, сколько первыми обвинить оппонентов и отвергнуть их право выдвигать обвинения. Поскольку все, кто мог бы меня обвинить, люди негодные и лицемерные, я ухожу с суда с высоко поднятой головой. Не им предъявлять мне упреки!

Все мы - люди. Мы не можем уйти от того, что мы подсудны и нуждаемся в оправдании. Мы все понимаем, что мы согрешили. Мы по разному можем реагировать на это чувство греха. Мы можем загонять его глубоко внутрь. Если нам это не удается, мы встаем в позу прокурора и обвиняем других — нам нужно, чтобы другие оказались негодяями, тогда на их-то фоне мы вроде бы люди приличные. Церковь, которая напоминает о Боге и Его суде, напоминает о вине и, естественно, вызывает защитную реакцию.

"Еретиков сжигали! Как люди, которые сжигали еретиков, могут меня в чем-то упрекнуть?!" Но есть и другой вариант — просто покаяться и принять Божие прощение. Тогда мы обретем покой, а с инквизиторами Бог как-нибудь Сам разберется.
 
 
Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева
  следующие 20 >>