анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О том, что чудес в природе не бывает

Сергей Худиев, Москва

Немецкий философ Курт Флаш в своей книге «Почему я не христианин» пишет о чудесах: «Такие события очевидно находятся за пределами привычного хода вещей в природе и поэтому в высшей степени невероятны». В чем ошибка подобной аргументации против чудес? В том, что она исходит из определенной скрытой предпосылки — натурализма. Натурализм (по-русски мы бы сказали «природоверие») это уверенность в том, что вся реальность сводится к «природе», и нам стоит уточнить, что под ней понимается.

«Природа» — это замкнутая система причинно-следственных связей, в которой любое событие определяется неизменными законами природы и предыдущими состояниями системы. Например, солнечное затмение происходит не из-за того, что дракон пожирает (а потом, по требованию богов, выплевывает) Солнце, а потому что Луна обращается вокруг Земли по определенному неизменному закону, и мы можем предсказать, когда она на время окажется между нами и Солнцем.

Естественные науки исходят из этой предсказуемости природы — самолеты летают, лампочки светят, медики делают сложные операции, потому что природа высокоупорядочена, и, наблюдая за ней, мы можем понять, как развиваются природные процессы и как мы можем использовать их в наших целях. Выражение «чудес в природе не бывает» совершенно верно в том смысле, что «природа» это упорядоченная система, и чем больше мы ее наблюдаем, тем больше наблюдаем ее упорядоченность. Любая «беззаконная комета среди расчисленных светил» как оказывается, в итоге, тоже подчиняется законам природы.

Но христианская вера и не утверждает, что чудеса случаются в природе. Они являются знаком особого вмешательства внешней по отношению к природе личностной силы — Бога. Если вы, уезжая с дачи, оставили на полу тяжелую гирю, а приехав, заметили, что она находится на шкафу, вы вряд ли решите, что она сама собой перелетела на шкаф. Такого не бывает — это было бы нарушением законов природы. Вы, в таком случае, не отрицаете ни тот факт, что гиря находится на шкафу, ни законов природы — вы просто предполагаете, что, в ваше отсутствие, кто-то был на даче и переместил гирю.

Евангелие не утверждает, что мертвые воскресают в природе — это было бы явно нелепо. Действительно, в природе, как установлено тысячелетиями наблюдений, мертвые остаются мертвыми, и тела их разлагаются. Евангелие утверждает, что Бог совершенно уникальным образом вмешался в историю Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых, и это исключительное событие, которое обладает таким центральным значением в истории человечества именно в силу его исключительности. Это не то, что произошло «в природе». Это проявление вмешательства извне.

Поэтому аргумент против чудес никак не опровергает христианские чудеса — то есть уникальные вмешательства внеприродного Бога. Он просто постулирует, что природа упорядочена — с чем мы, как христиане, и не думаем спорить.
 
 
Церковь и творчество

Логическая непоследовательность атеизма

Об отговорках

И на челах людей скорбящих сделай знак

Победить Сэма Голда

Идущие к черту и идущие к Богу

Когда в дверь позвонят

Второй дубль

Вечная новизна

Сила и смирение Рождества

Рождественская лестница. Что нужно для чуда?

Крик растерянности и весть о прощении

Рождественская лестница. Верить, как Бах

Про избрание и ограниченное искупление. В продолжение темы о спасении и спорных вопросах сотериологии

Спасение "на халяву"

Рождественская лестница. Мистерия Рождества

Притворяйся, пока не получится

Почему мы не верим в реинкарнацию?

Между поражением и победой

Бесполезность амулетов
  следующие 20 >>