анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О том, что чудес в природе не бывает

Сергей Худиев, Москва

Немецкий философ Курт Флаш в своей книге «Почему я не христианин» пишет о чудесах: «Такие события очевидно находятся за пределами привычного хода вещей в природе и поэтому в высшей степени невероятны». В чем ошибка подобной аргументации против чудес? В том, что она исходит из определенной скрытой предпосылки — натурализма. Натурализм (по-русски мы бы сказали «природоверие») это уверенность в том, что вся реальность сводится к «природе», и нам стоит уточнить, что под ней понимается.

«Природа» — это замкнутая система причинно-следственных связей, в которой любое событие определяется неизменными законами природы и предыдущими состояниями системы. Например, солнечное затмение происходит не из-за того, что дракон пожирает (а потом, по требованию богов, выплевывает) Солнце, а потому что Луна обращается вокруг Земли по определенному неизменному закону, и мы можем предсказать, когда она на время окажется между нами и Солнцем.

Естественные науки исходят из этой предсказуемости природы — самолеты летают, лампочки светят, медики делают сложные операции, потому что природа высокоупорядочена, и, наблюдая за ней, мы можем понять, как развиваются природные процессы и как мы можем использовать их в наших целях. Выражение «чудес в природе не бывает» совершенно верно в том смысле, что «природа» это упорядоченная система, и чем больше мы ее наблюдаем, тем больше наблюдаем ее упорядоченность. Любая «беззаконная комета среди расчисленных светил» как оказывается, в итоге, тоже подчиняется законам природы.

Но христианская вера и не утверждает, что чудеса случаются в природе. Они являются знаком особого вмешательства внешней по отношению к природе личностной силы — Бога. Если вы, уезжая с дачи, оставили на полу тяжелую гирю, а приехав, заметили, что она находится на шкафу, вы вряд ли решите, что она сама собой перелетела на шкаф. Такого не бывает — это было бы нарушением законов природы. Вы, в таком случае, не отрицаете ни тот факт, что гиря находится на шкафу, ни законов природы — вы просто предполагаете, что, в ваше отсутствие, кто-то был на даче и переместил гирю.

Евангелие не утверждает, что мертвые воскресают в природе — это было бы явно нелепо. Действительно, в природе, как установлено тысячелетиями наблюдений, мертвые остаются мертвыми, и тела их разлагаются. Евангелие утверждает, что Бог совершенно уникальным образом вмешался в историю Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых, и это исключительное событие, которое обладает таким центральным значением в истории человечества именно в силу его исключительности. Это не то, что произошло «в природе». Это проявление вмешательства извне.

Поэтому аргумент против чудес никак не опровергает христианские чудеса — то есть уникальные вмешательства внеприродного Бога. Он просто постулирует, что природа упорядочена — с чем мы, как христиане, и не думаем спорить.
 
 
Христианство и демократия

Игнорируют ли Христиане некоторые стихи Библии?

Что такое любовь?

От мятежа к примирению

Атеизм и нежелание знать

Революция и покаяние

Предписания и свобода

Мужество перед лицом реальности

Стоит ли жить дальше?

Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева
  следующие 20 >>