анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
РЕЦЕНЗИЯ На рукопись книги «Лидерство и миссия христиан на работе: перспективы, исследования и рекомендации» А. И. Негрова и А. Э. Белова

Антон Лебедев, Саранск

Вопросы христианской трудовой этики так или иначе всегда находились в фокусе протестантского учения. Реформация как движение провозгласило пять «Sola», среди которых – «Soli Deo gloria» («только Богу слава»). Христианин, согласно этому принципу, - это не столько отрешенный от жизни человек, сколько активный преобразователь бытия, через которого Сам Господь упорядочивает творение и направляет историю, являя Свою славу. Жизнь верующего становится Богослужением и приобретает осмысленность и ясную цель – явить Божьи качества в своей каждодневной деятельности. Недаром до сих пор в массовом сознании протестантизм часто рассматривают в веберовском духе – как учение о предпринимательстве и добросовестном труде. О непротиворечивости духовности и практической этики очень точно подметил известный протестантский богослов и философ Альберт Швейцер: «нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность». Действительно, когда Священное Писание говорит о деятельности христианина ради славы Божьей, оно часто упоминает не только церковную активность или дела милосердия, но и простые ежедневные занятия: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Труд не является проклятием грехопадения - даже в райском состоянии труд не исчезает, но Адам дает имена творению, осмысливая таким образом действительность. К сожалению, многими евангельскими христианами жизнь до сих пор воспринимается дуалистично – есть церковь («Божье Царство»), а есть враждебный внешний мир; нахождение в нем, и, тем более, труд считается за нечто вынужденное, лишь дающее средства для пропитания. Распространены рассуждения о нежелательности «карьеризма», «излишней учености», «мирской мудрости» и проч. Соответственно, профессиональный и квалифицированный труд часто находит свое признание, к сожалению, только вне общины.

Другой проблемой является недостаток евангельской литературы по этой тематике на русском языке. Эту лакуну и призвана восполнить данная книга, которая содержит ценный теоретический и практико-эмпирический материал по данной проблематике.

Первая глава посвящена теоретическим и практическим вопросам лидерства, христианской миссии, призвания человека, связи веры и труда, духовности на рабочем месте. Читатель найдет здесь библейско-богословское обоснование сущности труда и его «миссиологичности», отсылки к работам известных отечественных и западных богословов, философов, культурологов прошлого и настоящего. Особый интерес представляет цитирование некоторых изданий, которые еще не опубликованы на русском языке. Анализируются и новые труды в этой сфере – в частности, довольно популярная среди современных евангельских верующих книга Т. Келлера и К. Л. Олсдорфа «Зачем работать? Великие Библейские истины о вашем деле». Также присутствует и исторический обзор отношения к трудовой этике со стороны протестантских служителей прошлого. Упоминаются и светские научные источники, что позволяет говорить о академическо-богословской диалогичности. Одну из ведущих ролей авторы отводят вопросам лидерства и руководства на рабочем месте на основании христианских принципов.

Во второй главе подробно представлены результаты исследований, касающихся феномена лидерства в евангельской среде Евразии и воззрений молодых верующих по вопросам взаимосвязи веры, труда и христианской миссии на рабочем месте. При этом предлагаемые теоретические выводы и практические рекомендации – это плод интервьюирования и анкетирования около 3000 евангельских верующих Евразии. По словам авторов, две трети из них на момент участия в исследовании были представителями молодежи. Таким образом, результаты исследования носят эмпирический, детальный и максимально приближенный к действительности характер, представляя собой своего рода «срез» восприятия трудовой этики среди евангельских христиан постсоветских стран. Далее предпринимается успешная попытка сравнительного анализа результатов онлайн-анкетирования, респонденты классифицируются по регионам, образованию и другим критериям. В заключении авторы делают следующий вывод: «конструктивных ответов по взаимосвязи веры и труда оказалось меньше, чем настораживающих, что указывает на важность осмысления данного вопроса, дабы снаряжать верующих для более полного раскрытия своего потенциала на благо Церкви и общества, а также расширения Божьего Царства в целом, в том числе через труд».

Цель третьей главы - кратко описать различные стороны организационного лидерства, раскрыть некоторые точки зрения и предложить базовые рекомендации, которые могут оказаться полезными для христиан, стремящихся к осуществлению христианской миссии на работе. Материал представлен в краткой и доступной форме, после представления каждой темы даны практические советы и вопросы для дальнейшего обсуждения, которые могут быть использованы в дискуссиях в целевых группах. Рассмотрены вопросы брендирования, социальной ответственности бизнеса, создания команды, волонтерства, конкуренции и партнерства, финансового контроля и психологических типов личности.

В целом, исследование можно охарактеризовать как серьезный труд, закладывающий фундаментальные и практические основы учения о труде на постсоветском евангельском пространстве. Авторами подняты многие вопросы, которые, безусловно, нуждаются в дальнейшей разработке и осмыслении; но по нашему убеждению, работа и сегодня уже вносит немалый вклад в осмысление данной проблематики.

Позволим себе высказать несколько пожеланий. С нашей точки зрения, информация в третьей главе представлена несколько фрагментарно, без четких переходов между разными темами. Кроме того, теоретические посылки, практические рекомендации и даже подзаголовки в разных главах подчас повторяют друг друга (например, «христианин на рабочем месте»). Некоторые мысли также повторяются в третьей главе, хотя уже подробно были проанализированы в первой и во второй частях работы. По нашему мнению, подобные повторы кажутся избыточными, некоторые параграфы работы можно было бы объединить (или более четко отделить друг от друга тематически). К сожалению, пока не удалось ознакомиться с заключением к работе, где были бы суммированы результаты и обозначены дальнейшие перспективы исследования. Впрочем, данные замечания носят рекомендательный характер и никоим образом не уменьшают значимости труда авторов. Работа может быть рекомендована к изданию и дальнейшему использованию как в церковном, так и в светском контекстах.

Публикация книги запланирована на осень 2017 года
 
 
Потому что мир сотворен Богом

На казнь Секо Асахары

Может ли футбол быть благочестивым?

Не навязывайте обществу свою мораль…

Непонятная Троица

Христианская мистика

Пожелания учащимся

О сионистах бедных замолвите слово…

Особенности корпоративной духовности

Верующие и Израиль

Зачем молиться?

Они сражались за Родину

В защиту обрядов

Происхождение зла

Может ли современный человек верить в Бога?

Фома Аквинский (1225-1274)

Ещё одна смерть

Не ходи переносчиком в народе твоем

Вера и аэрофобия

На смерть Стивена Хокинга
  следующие 20 >>