анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О могильных камнях

Сергей Худиев, Москва

На днях, гуляя по Коломенскому, я набрел на кладбище около Церкви Усекновения главы св. Иоанна предтечи. Оно было почти полностью разрушено. Видимо разрушение произошло в советское время, но один могильный камень сохранился относительно мало поврежденным. На нем можно прочитать, что здесь похоронена раба Божия Марфина и младенец Николай, скончавшиеся в 1886 году. Марфина прожила 22 года, из них десять с половиной месяцев (уточнялось на камне) - замужем. Очевидно, молодая женщина умерла при родах, что в ту эпоху было, увы, делом обыкновенным.

Это напоминание о двух именах - Марфина и Николай - пробудило вопросы, на которые теперь уже едва ли возможно найти ответ. Ходила ли Марфина в эту самую Церковь? Жила ли ее семья поблизости? Любил ли ее муж? Была ли она счастлива эти десять с половиной месяцев ее брака? Сильно ли он горевал, потеряв жену и ребенка? Но, самый главный вопрос, который мы часто не решаемся поставить - осталось ли от нее что-то еще, кроме костей и поврежденной могильной плиты? От младенца Николая? От вдовца и других близких покойницы, которые похоронили ее и поставили эту плиту? А от тех людей, которые еще раньше построили эту Церковь? От всех тех поколений, которые были прежде нас?

Мы говорим «поколений» и это слово звучит как-то безлично, обобщающе - может быть, стоит спросить иначе. Что осталось от каждого из этих людей, от каждого человека с его лицом и именем, радостями и страданиями, страхами и надеждами? Что останется от нас, когда мы последуем за ними? Кости? Надгробные камни?

Но если приглядеться, сами камни старых кладбищ хотят нам что-то сказать. Историки вообще любят древние кладбища - надписи, выбитые на могильных камнях, обычно много говорят о мире тех людей, которые их поставили. Люди, которые хоронили своих усопших больше ста лет назад, жили в мире, где была надежда.

Могильные камни провозглашали не безутешную тоску, а смиренное упование - люди верили, что бессмертные души Марфины и Николая отошли в лучший мир. И это не было иносказанием - люди верили во вполне буквальное личное бессмертие. В то, что Христос примет души тех, кто надеется на Него, в рай небесный - а потом воскресит их и в телах, чтобы поселить на преображенной и очищенной от всякого зла и греха земле. Так учило их Евангелие - которое и сегодня мы сможем открыть и уверовать. Потому что это истина для них - и истина для нас.

Если мы доверимся Христу, то смерть станет для нас дверью в жизнь вечную и блаженную. Как сказал Апостол Павел: « Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2).
 
 
Христиане в Узбекистане

К юбилею реформации. Что не сработало?

Слушает ли Бог грешников?

Надежда на чудо

Цена прощения

Наше оправдание

Наука и чудеса

Фейки лукавого

О деноминациях и Старших пресвитерах

Аргументы против медицины

Когда я стану великаном

Божие задание

Берегитесь, если вы правы

О могильных камнях

Памятник: снести нельзя помиловать

Между земной и небесной любовью

Единство любящих

Посмотрите на меня

О заслуженной смертной казни

Встав на заре, возьму псалтирь свою
  следующие 20 >>