анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Верующие и Израиль

Антон Лебедев, Саранск

Около недели назад в торжественной атмосфере было открыто посольство Соединённых Штатов Америки в Иерусалиме. Данное событие, к сожалению, сопровождалось палестино-израильскими столкновениями, в результате которых погибли десятки, а пострадали сотни людей. Восприятие данного события в христианской среде также было неоднородным – одни служители с благословением участвовали в церемонии открытия или горячо его поддерживали, другие отнеслись подчеркнуто равнодушно, третьи даже говорили о «пляске на костях». Не буду давать оценку этим точкам зрения, но они показывают очевидное – тема «горячая», а в вопросе отношения христиан к Израилю в последнее время появилось много путаницы и даже богословски сомнительных учений.

Понимаю, что говорить на данную тему подобно хождению по лезвию бритвы – тебя легко могут обвинить в антисемитизме или других крайностях. И действительно, выражения нужно подбирать весьма осторожно – за последние века еврейский народ претерпел немалое отвержение и гонения, которые мало кто испытывал. Рассеянные по всему лицу земли, они перенесли отвержение, изгнание, уничтожение, войны и геноцид. К сожалению, нередко эти гонения исходили от христиан, а антисемитские памфлеты в церковной среде вообще некоторое время были общим местом.

С другой стороны, получил распространение за последние годы и так называемый «христианский сионизм». Суть его состоит в том, что верующим надо внимательно присматриваться ко всему происходящему на Святой Земле – там сегодня сбываются пророчества о Пришествии Мессии; Израиль как государство – невинная жертва, которую надо всяческим образом защищать от нападок; особую значимость для христиан имеет мудрость раввинов и Талмуда и так далее.

Надо сказать, что Библия представляет этот вопрос весьма сбалансированно и заботливо оберегает нас от крайностей. Как верующим относиться к еврейскому народу в целом? С одной стороны, вечный Авраамов Завет сопровождался известным Божественным определением: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3) – очевидно, что Завет этот вечен, существование Израильского народа непреложно, и всякий желающий его уничтожить так или иначе будет посрамлен, что не раз происходило на протяжении истории. Давид призывает: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» (Пс.121:6). И действительно, желая мира городу мира, мы предвосхищаем Второе Пришествие, когда Князь Мира принесет в него истинный и вечный покой, а затем этот мир распространится и по всей земле. Быть евреем по плоти (тем более христианином еврейского происхождения) – значит иметь глубокое понимание библейской культуры и атмосферы, что имеет в себе немалое преимущество (Рим. 3:1-2). Превозноситься над Израилем опасно еще и потому, что так верующие являют свою гордость – «дикой привитой маслине» не должно возвышаться над «природными ветвями». (Рим. 11:17-18).

С другой стороны, Писание как никто другой и ничто другое критично по отношению к духовному состоянию Израиля – нет смысла перечислять здесь многочисленные обличения пророков, Апостолов и Самого Христа, бывших лучшими представителями своего народа. Павел резюмирует это словами «избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:7). Не приняв (в целом) Мессию, народ Божий пребывает в духовной слепоте и глухоте, вместо праведности Христовой поставляя собственную значимость. Поэтому очевидно, что верующим нужно быть осторожными с различными раввинистическими учениями (которые сам Павел называет «иудейскими баснями» - Тит. 1:14). Израиль сегодня – светское по сути государство, которое однажды будет ареной великого Пришествия, но сейчас не более праведно, чем остальные земные царства. Поэтому поддерживать все действия этой страны как «святые», «Божьи» и «праведные» - по меньшей мере, опрометчиво. Современный Израиль не водим напрямую Богом в облаке и столпе огненном. Ветхий Завет по причине своей слабости был завершен смертью Христа, а виноградник Царства Божьего отдан в распоряжение «другим виноградарям» (Мф. 21:41), то есть международной Церкви, в которую могут входить в том числе и христиане-евреи.

И второй немаловажный вопрос – какова роль Израильского народа в настоящем и будущем? С одной стороны, верующие приветствуют образование и сохранение государства Израиль как предзнаменование грядущих событий, которые будут происходить на Святой Земле. Перенос посольства в Иерусалим – лишь один из кусочков складывающейся постепенно эсхатологической мозаики. С другой стороны, надо помнить, что многие великие события еще впереди – однажды израильтяне «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10), поскольку сегодняшнее ожесточение лишь «отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). Остаток Израиля обратится и встретит Мессию, чтобы занять свое достойное место в Царстве, когда «возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23). А пока надо осознать, что эти будущие времена наступят не силами политиков, полководцев или международных организаций. Придет Господь и рассудит все и всех; только Он способен утвердить Свое Царство, и нам нужно быть очень осторожными, чтобы не пытаться установить его своими усилиями. Политическую повестку оставим политикам, а сами тем временем будем готовы исполнять слова Христа: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).
 
 
Шантаж или свободный выбор?

Не оставляй Христа из-за Иуды

Вредит ли религия детям?

Вера без оснований?

Без одержимости

Предательство и победа

Свиньи ли мы?

Зачем Богу было нас творить?

Потому что мир сотворен Богом

На казнь Секо Асахары

Может ли футбол быть благочестивым?

Не навязывайте обществу свою мораль…

Непонятная Троица

Христианская мистика

Пожелания учащимся

О сионистах бедных замолвите слово…

Особенности корпоративной духовности

Верующие и Израиль

Зачем молиться?

Они сражались за Родину
  следующие 20 >>