анонсы статьи
новости
28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины

7.3.2024
В Якутске записывается аудиоверсия книги Бытия

1.3.2024
Новый ректор в СПбХУ

9.2.2024
Юридический семинар прошёл в Санкт-Петербургском христианском университете

30.1.2024
В Нигерии исламистские фанатики вновь убили более 30 христиан и вынудили к бегству жителей нескольких сел и городков

15.1.2024
В Нью-Йорке не стихают страсти после обнаружения нелегального подземного хода в старинной синагоге

27.12.2023
Ежегодная Неделя молитвы
Анатомия человечности

Игорь Попов, Дарья Попова, Москва

Горе меняет физиологию души человека. Оно вторгается в его жизнь, не просто полностью ее меняя, но и перекраивая этические и нравственные установки. Именно поэтому чужое горе так затрагивает нас самих. Мы ощущаем свою солидарность, потому что не можем остаться равнодушными к такой реформации действительности. И каждый проходит через эти обстоятельства по-своему. Кому-то удается преодолеть эту пустыню, а кого-то горе ломает.

Я помню, как однажды был на похоронах молодой женщины и видел, как горе сломило ее мужа. Вся его жизнь превратилась в поминальную службу. Он словно застрял в мгновении ухода и время для него остановилось. Для него не было после, для него было только сейчас. Из комнаты жены он устроил поминальный склеп, собрав ее фотографии, вещи, все, что напоминало о ней. Пришедшим поддержать его мужчина показывал съемки из морга и похорон. Горе полностью сломило его, он не мог выбраться из этого внутреннего ада, хотя понимал, что у него есть сын, и есть ради чего это делать.

Я вспомнил этот случай после того, как ошарашенный выбрался из темноты зрительного зала кинотеатра, посмотрев премьеру фильма Сарика Андреасяна «Непрощенный». Уже второй раз Сарик избирает для своего фильма трагические события и точно, планомерно фиксирует изменения души, которые наступают в страшных обстоятельствах. Сразу хочу отметить великолепный сценарий Алексея Гравицкого и Сергея Волкова. Точное фиксирование обстоятельств трагедии, великолепная драматургия, верно расставленные акценты и что самое главное - отсутствие манипуляции эмоциями зрителей. Ведь искушение на таком материале передавить подробностями, добавить пафоса всегда присутствует, но огромная заслуга как сценаристов, так и режиссера фильма, что они не пошли по этому пути. К этому стоит добавить и отличную режиссерскую и операторскую работу.

Фильм «Непрощенный» основан на материалах трагических событий авиакатастрофы над Боденским озером, которая произошла 1 июля 2002 года. В небе над Германией около Юберлингена и Боденского озера столкнулись авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии (БАЛ)» (рейс BTC 2937 Москва—Барселона) и грузовой самолет Boeing 757-200PF авиакомпании DHL (рейс DHX 611 Мухаррак—Бергамо—Брюссель). Погибли все находившиеся на обоих самолетах 71 человек — 2 на «Боинге» (оба пилота) и 69 на Ту-154 (9 членов экипажа и 60 пассажиров, среди которых было 52 ребенка).

Тут можно ограничиться сухими фактами, они сами по себе не могут оставить равнодушными. Несмотря на то, что оба самолета находились над территорией Германии, управление воздушным движением в данном случае осуществлялось частной швейцарской компанией «Skyguide». В диспетчерском центре, расположенном в Цюрихе, в ночную смену работало только два авиадиспетчера. Незадолго до столкновения один из диспетчеров ушел на перерыв. Остались дежурить лишь 34-летний диспетчер Петер Нильсен, который был вынужден работать одновременно за двумя терминалами, и ассистентка. Часть оборудования диспетчерской была отключена, и Нильсен слишком поздно заметил, что два самолета, находившиеся на одном эшелоне FL360 (11 000 метров), опасно сближаются. Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию и передал экипажу рейса 2937 команду снижаться.

Пилоты Ту-154 к этому моменту еще не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придется выполнять маневр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа рейса 2937 (второй пилот Иткулов) обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолет уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз ее получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолете, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть еще один самолет, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолет. В последние секунды пилоты обоих самолетов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло. В 21:35:32 рейсы BTC 2937 и DHX 611 столкнулись почти под прямым углом на высоте 10 634 метра. Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил по фюзеляжу Ту-154 и разрезал его на две части. Падая, Ту-154 разрушился в воздухе на четыре части, упавшие в окрестностях Юберлингена. «Боинг», лишившийся стабилизатора, потерял управление и, потеряв во время падения оба двигателя, в 21:37 рухнул на землю в 7 километрах от Ту-154 и полностью разрушился. Все находившиеся на борту обоих самолетов (69 человек на Ту-154 и 2 на «Боинге») погибли. Несмотря на то, что некоторые обломки обоих лайнеров упали во дворы жилых домов, на земле никто не погиб.

Расследованием причин катастрофы занялась комиссия, созданная Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий (BFU). Окончательный отчет расследования BFU был опубликован 1 мая 2004 года.

Согласно отчету, непосредственными причинами столкновения стали действия авиадиспетчера, который не смог обеспечить безопасное расхождение между самолетами, инструкция снижаться экипажу самолета Ту-154 была передана слишком поздно, а экипаж Ту-154, согласно указанию центра управления воздушным движением, выполнял снижение и продолжил его, несмотря на возникшее указание TCAS набрать высоту. Таким образом был выполнен маневр, противоположный требованию TCAS-RA.

В ночь столкновения оборудование, подсказывающее диспетчеру о возникновении опасности сближения самолетов, было отключено для проведения технического обслуживания. Была отключена и телефонная связь, а дублирующая телефонная линия оказалась неисправной. Из-за этого Нильсен в критический момент не смог договориться с аэропортом Фридрихсхафена, чтобы они занялись прибывающим с задержкой самолетом Airbus A320 авиакомпании Aero Lloyd, за которым он следил по другому терминалу. И по причине отключенной телефонной связи диспетчер из Центра управления воздушным движением Карлсруэ, видевший опасное сближение двух самолетов, не смог предупредить об этом Нильсена, хотя 11 раз предпринимал попытку связаться с центром «Skyguide». В общем, добро пожаловать в мир высоких технологий.

Виталий Константинович Калоев потерял в авиакатастрофе всю семью - жену Светлану (44 года) и двоих детей — дочь Диану (4 года) и сына Константина (10 лет). 24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен был убит Калоевым на пороге своего дома, получив 12 ножевых ранений. Калоев заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен извинился перед ним за то, что произошло. Нильсен ударил Калоева по руке и выбил фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого. 26 октября 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам заключения. Калоев не пытался скрыться и уехать из страны и принял наказание суда. 3 июля 2007 года суд высшей инстанции кантона Цюрих, приняв во внимание ограниченную вменяемость Виталия Калоева, связанную со смертью жены и двоих детей в результате авиакатастрофы, постановил, что срок заключения составит 5 лет и 3 месяца вместо 8 лет. Это решение давало Калоеву право на досрочное освобождение, но оно было обжаловано прокурором Ульрихом Ведером. 12 ноября 2007 года, после того, как протест прокурора был рассмотрен, Виталий Калоев был досрочно освобождён и вернулся в Россию.

Сухие факты, за которыми скрывается человеческая жизнь, вернее трагедия, навсегда изменившая ее. После премьеры фильма вновь поднялась волна дискуссий вокруг поступка Калоева. Авторов фильма обвиняют в том, что они оправдывают месть Калоева и его поступок, оправдывают убийство. Но об этом ли фильм?

Дмитрий Нагиев играет в фильме Виталия Калоева. И нужно сказать, что это еще одна удача фильма. Нагиев стопроцентно попадает в образ своего героя. Он показывает, как горе разрушает жизнь человека, обычного семьянина, любящего свою жену и детей и честно выполнявшего свою работу инженера-строителя. Трагедия, человеческая халатность разрушают его жизнь. И именно об этом рассказывает нам фильм.

Я пошел на премьеру со своей старшей дочкой Дашей. Мне было интересно, как отреагирует на него она, что она увидит в трагедии главного героя и поймет ли о чем на самом деле пытались сказать авторы. Вот ее впечатления от «Непрощенного».

«Честно, мне очень тяжело говорить об этом фильме. Наверное, его стоит назвать неоднозначным в хорошем смысле. Когда я вышла из зала, я честно не знала, как я отношусь к нему. Даже писать о нем как-то тяжело. Сам по себе фильм замечательный, мне удалось его оценить без каких-либо предрассудков, хотя это порой очень тяжело. Порадовала как техническая, так и художественная часть картины, и остановиться хочется больше на второй.

История цепляет сильно. Лично у меня не было ощущения, что из меня насильно стараются выдавить слезы, которых было просто невозможно избежать при просмотре, особенно, когда рядом сидит твой собственный папа. Смотреть нереально тяжело чисто на эмоциональном уровне, что подкрепляется сильно прописанной историей. Может, я не так много видела фильмов в своей жизни, но он более чем достоин того, чтобы его действительно смотрели.

История не о мести, как многие говорят, и не об ее оправдании. Да и вообще привычка человека делить все в жизни на крайности сильно губит наше понимание вещей. Многие из нас даже представить себе не могут, что происходит с людьми внутри, и крайне тяжело себя вообще ставить на чье-то место серьезно. Такие фильмы помогают, я думаю. Целью является не сказать о том, что хорошо или плохо, а заставить себя самого понять, глубину человеческой трагедии. Многое в жизни неоднозначно, но это не значит, что вопросы не нужно задавать. И я рада, что «Непрощенный» все же вызывает в ком-то эту внутреннюю дискуссию, поднимая крайне трагичную историю на уровень человеческих эмоций и человеческого самосознания».


И это впечатление близко к тому, что чувствовал я сам, когда сидел в зрительном зале и погружался во внутренний ад одного человека. Человек, которого лишили любви, начинает задыхаться и застревает во времени и ситуации беды. Она настолько поглощает его, что невозможно себе представить как из этого можно выбраться.

Да, мы все знаем правильные ответы. Но они остаются лишь теорией, которую лучше не проверять практикой. Невозможно представить себе горе человека, который теряет все, что он любит в жизни. Фильм начинается со слов Калоева в суде и потом эта сцена повторяется, усилия эффект сопереживания. Сарик Андреасян шаг за шагом, кадр за кадром фиксирует разрушение и слом личности человека, не пытаясь ужасными физиологическими подробностями усилить этот эффект. Здесь нет сногсшибательных компьютерных эффектов, которые сейчас, к делу и без дела, наполнили современное кино. В этой ситуации уже не помогут «Мстители» и прочите супергерои. Здесь уже нет правильных ответов, есть лишь самый главный вопрос, которые ставят авторы фильма: что такое человечность?

И я считаю, что именно об этом и снят фильм. Да, он о нашей человечности в бесчеловечной ситуации. Спорьте, ломайте копья, сыпьте фактами, только не равнодушие. Строчка из стихотворения Иосифа Бродского «Только с горем я чувствую солидарность» как нельзя лучше описывает то, что я увидел в «Непрощенном». Эх, если бы произведение искусства могло менять человека скольких бы бед мы могли избежать. И все же совместное переживание горя, трагедии и боли делает нас человечнее.

Сколько нужно человеческих жертв, чтобы понять, что халатность не просто приводит в человеческим жертвам, она и ломает жизни других людей, которые не в силах справиться с горем потери своих любимых, которые так и не могут вернуться к жизни, потеряв в ней ориентиры. Это актуально для всех стран, для любого менталитета и любой идеологии. Просто нужно помнить, что каждое наше действие, каждый наш поступок влияет не только на нашу жизнь, но и жизнь других людей. Хотим мы этого или нет, но мы несем ответственность.

Как писал Достоевский: «Согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виноват. Греха единичного нет». Это и делает нас людьми, когда мы осознаем свою ответственность и свою вину. Но мы осознаем и свою силу. Силу что-то изменить, на малую толику. Перемены в мире начинаются с того, что я сам начинаю меняться. Потому что нет единичного греха, как нет единичного горя, с которым мы можем быть солидарны. А, значит, и можем прожить его вместе.
Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.

Колдовство и молитва - в чем разница?

Какая польза от религии?

Рождественская лестница. Что почитать в Рождественский Адвент?

Христианство поддерживало рабство?

Рождественская лестница. Тоска по тайне звездной
  Следующие 20 >>