анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Логическая непоследовательность атеизма

Сергей Худиев, Москва

В сети я подписан на несколько атеистических сообществ. По большей части они публикуют хлесткие демотиваторы - картинка и два-три предложения. Иногда это просто грубые шутки, но иногда они наводят на размышления. Недавно мне попался такой: “По прежнему остается открытым вопрос - поведение, в основе которого лежит страх перед божественным наказанием, это нравственность или просто трусость?”

Слова приписаны известному антропологу Маргарет Мид, но в интернете трудно быть уверенным в правильной атрибуции цитат. Впрочем, авторство не так важно - важна сама идея. Человек, который удерживается от зла, исходя из своего нравственного характера, убеждений, ценностей - определенно лучше того, кто удаляется от зла только из-под палки, по страху наказания.

Идея вполне библейская. Христос говорит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15). Отвращаться от зла со страху лучше, чем не отвращаться от него вообще. Но для зрелого христианина Библия предлагает другую мотивацию - любовь и благоговейное почтение к Спасителю.

Но можно ли использовать эту идею для поддержки атеизма? Как раз нет, с атеизмом она несовместима. Она подразумевает существование определенных моральных истин. Существует подлинное добро, и мы обязаны избирать его. Существует зло, и мы обязаны удаляться от него. Быть подлинно нравственным человеком - это значит удаляться от зла и творить добро свободно, а не из-под палки. Трусость - позорное качество, а способность твердо стоять за истину - напротив, похвальное.

Проблема в том, что в атеистической картине мира все это - бессмысленный набор букв. Если Бога нет, никаких моральных истин не существует.

В самом деле, говоря о чем-то “это - истина”, мы имеем в виду, что это соответствует реальным, подлинным фактам, которые существуют на самом деле. “Волга впадает в Каспийское море”. Она туда действительно впадает, нравится нам это или нет, таково реальное положение дел. Оно не зависит от наших желаний, мы не приняли его голосованием - оно просто таково в реальности.

В христианской картине мира существуют моральные истины, так как мы созданы Богом с определенной целью. У нашей жизнь есть смысл и предназначение, одни поступки соответствуют этому предназначению, другие - нет. Человек создан быть добрым, честным и любящим, а вот быть жадным, злым и трусливым - значит предавать свое предназначение. Это, как и “Волга впадает в Каспийское море” - факты о реальности.

Но если Бога нет, мы никем не созданы, никакого смысла и предназначения в нашей жизни нет - никаких моральных истин не существует. Есть только предпочтения людей и их групп. Мы только можем сказать, что одни люди одобряют одно, а другие - другое. Кто из них прав? Это бессмысленный вопрос. В мире без Бога не существует никакой объективной моральной реальности, с которой мы могли бы сопоставить наши суждения.

Сама фраза “лучше поступать по искреннему убеждению, чем из под палки” в таком мире лишена смысла. В нем просто нет какого-то подлинного, не зависящего от наших предпочтений “лучше” или “хуже”. Как сказал известный Ричард Докинз: “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели. ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”.

Невозможно говорить о моральных истинах, оставаясь последовательным атеистом. Конечно, атеист может быть честным, добрым, нравственным человеком, остро переживающим добро и зло. Только в таком случае он не может быть логически последовательным.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>