анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Логическая непоследовательность атеизма

Сергей Худиев, Москва

В сети я подписан на несколько атеистических сообществ. По большей части они публикуют хлесткие демотиваторы - картинка и два-три предложения. Иногда это просто грубые шутки, но иногда они наводят на размышления. Недавно мне попался такой: “По прежнему остается открытым вопрос - поведение, в основе которого лежит страх перед божественным наказанием, это нравственность или просто трусость?”

Слова приписаны известному антропологу Маргарет Мид, но в интернете трудно быть уверенным в правильной атрибуции цитат. Впрочем, авторство не так важно - важна сама идея. Человек, который удерживается от зла, исходя из своего нравственного характера, убеждений, ценностей - определенно лучше того, кто удаляется от зла только из-под палки, по страху наказания.

Идея вполне библейская. Христос говорит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Иоан.14:15). Отвращаться от зла со страху лучше, чем не отвращаться от него вообще. Но для зрелого христианина Библия предлагает другую мотивацию - любовь и благоговейное почтение к Спасителю.

Но можно ли использовать эту идею для поддержки атеизма? Как раз нет, с атеизмом она несовместима. Она подразумевает существование определенных моральных истин. Существует подлинное добро, и мы обязаны избирать его. Существует зло, и мы обязаны удаляться от него. Быть подлинно нравственным человеком - это значит удаляться от зла и творить добро свободно, а не из-под палки. Трусость - позорное качество, а способность твердо стоять за истину - напротив, похвальное.

Проблема в том, что в атеистической картине мира все это - бессмысленный набор букв. Если Бога нет, никаких моральных истин не существует.

В самом деле, говоря о чем-то “это - истина”, мы имеем в виду, что это соответствует реальным, подлинным фактам, которые существуют на самом деле. “Волга впадает в Каспийское море”. Она туда действительно впадает, нравится нам это или нет, таково реальное положение дел. Оно не зависит от наших желаний, мы не приняли его голосованием - оно просто таково в реальности.

В христианской картине мира существуют моральные истины, так как мы созданы Богом с определенной целью. У нашей жизнь есть смысл и предназначение, одни поступки соответствуют этому предназначению, другие - нет. Человек создан быть добрым, честным и любящим, а вот быть жадным, злым и трусливым - значит предавать свое предназначение. Это, как и “Волга впадает в Каспийское море” - факты о реальности.

Но если Бога нет, мы никем не созданы, никакого смысла и предназначения в нашей жизни нет - никаких моральных истин не существует. Есть только предпочтения людей и их групп. Мы только можем сказать, что одни люди одобряют одно, а другие - другое. Кто из них прав? Это бессмысленный вопрос. В мире без Бога не существует никакой объективной моральной реальности, с которой мы могли бы сопоставить наши суждения.

Сама фраза “лучше поступать по искреннему убеждению, чем из под палки” в таком мире лишена смысла. В нем просто нет какого-то подлинного, не зависящего от наших предпочтений “лучше” или “хуже”. Как сказал известный Ричард Докинз: “во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели. ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия”.

Невозможно говорить о моральных истинах, оставаясь последовательным атеистом. Конечно, атеист может быть честным, добрым, нравственным человеком, остро переживающим добро и зло. Только в таком случае он не может быть логически последовательным.
 
 
Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Пасхальные чтения. Амброз Бирс – по ту сторону жизни

Пасхальные чтения. Библия Просвещения

Испытания Клайва Льюиса

Почему Мессия еще не покончил с войнами?

Простыми словами

Новая жизнь палача

Религия - причина нетерпимости?

Могут ли обрести спасение добродетельные нехристиане?

Учит ли Библия жестокостям?

Самоопровержение научного атеизма

О любви и страшном Суде

Христиане и мечта

Церковь и творчество

Логическая непоследовательность атеизма
  следующие 20 >>