анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Атеизм и нежелание знать

Сергей Худиев, Москва

В том подвиде атеизма, который я бы назвал “атеизмом докинсианского толка” - в честь известного автора Ричарда Докинза, трудно не заметить странный парадокс. С одной стороны, он провозглашает, что твердая убежденность в чем-либо без достаточных оснований (belief without evidence, как пишет сам Докинз) - это главный (и отталкивающий) признак религии.

Конечно, это неверно (по крайней мере, в отношении христианства), но таков уж любимый конек “новых атеистов” - Докинза и его соратников. По убеждению атеистов Христиане твердо убеждены в чем-то, чему нет разумных оснований. Это ужасно, опасно, позорно, тормозит научный и социальный прогресс, причиняет ненужные страдания людям, оскорбляет разум, ведет к нетерпимости и терроризму и так далее. Этой слепой и безрассудной вере противопоставляется интеллектуальная добросовестность истинного ученого. Надо всегда рассматривать данные и быть готовым пересмотреть свои, даже очень дорогие, взгляды, если данные им противоречат.

Такая интеллектуальная честность, несомненно, большая добродетель, тут мы можем согласиться - но проявляют ли ее сами “новые атеисты”?

Очень часто выясняется, что “новые атеисты”, начиная с самого Докинза, просто отказываются изучать христианство или всерьез рассматривать доводы в пользу его истинности. Они твердо убеждены - и я постоянно с этим сталкиваюсь - что вера в Бога является настолько несомненной чушью, что не стоит тратить время и силы на ее изучение. Как ответил Ричард Докинз богослову Алистеру Макграту, когда тот упрекнул его в незнании христианского богословия, на которое тот нападает: “разве необходимо разбираться в лепреконологии, чтобы перестать верить в лепреконов?”

Но не является ли в таком случае сама уверенность в ложности и вредоносности христианства случаем той самой “твердой убежденности без оснований”, которая в атеистической риторике считается главным грехом и приписывается Христианам? Ведь это именно принципиальный отказ рассматривать данные, способные подорвать любимую теорию, интеллектуальная боязливость и закрытость, которую публицистика Докинза (и единомысленных ему) приписывает религиозным фундаменталистам.

Что, если бы какой-нибудь религиозный активист взялся критиковать научные теории, а когда ему бы предложили, хотя бы на популярном уровне, с ними ознакомиться, отвечал, что не будет этого делать, потому что ясно же - ученые столетиями занимаются чушью? Не навлек бы он совершенно понятных насмешек, и со стороны “новых атеистов” - в первую очередь?

Добродетель интеллектуальной честности, бесстрашной открытости новому, готовности усомниться к своей картине мира, когда для этого есть серьезные основания - действительно стоит того, чтобы ей последовать. Даже если ведет она вовсе не к атеизму.
 
 
Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий

Смерть Джокера

Лучше без заигрываний

Стоит ли искать чудес?

Реинкарнация чего?

Кто создал Бога?

Бог – тщеславный эгоист?

Скоро ли придет Антихрист?

Одиночество во вселенной

Вера и свидетельства

Реален ли дьявол?

Атеизм и "надёжные доказательства"

Еще раз про костыль

Христианство и демократия
  следующие 20 >>