анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Духовные вызовы во времена пандемии

Антон Лебедев, Саранск

Текущие обстоятельства побуждают церкви принимать неординарные меры и менять свое понимание. Протекает этот процесс непросто и небыстро, и церквям сложно перестроиться – если более традиционные христианские конфессии считают особо важными таинства и определенные внешние церемонии (включая Причастие и литургию), то для евангельских верующих центральным элементом является собрание, что также предполагает очное присутствие. Наблюдается интересное явление – если раньше мы активно критиковали онлайн-церкви и говорили о невозможности заменить ими реальное служение, то сегодня вынуждены перейти на дистанционное общение и прямые трансляции богослужений.

При этом выяснилось, что церкви к этому не совсем готовы. Не готовы, во-первых, технически и организационно. Не все служители оказались способны (или не посчитали нужным) элементарно зарегистрироваться в скайпе, записать видеообращение, организовать трансляцию (или хотя бы запись) служений, написать что-то в социальных сетях, выступить с обращением. Конечно, у всех разные возможности и ситуации, да и правила карантина и самоизоляции постоянно ужесточаются, но все же дело не только в этом.

Не совсем готовой (с моей точки зрения) оказалась церковь и в духовном плане. Мы часто говорим о том, что Церковь – это не стены и не здания, а где «двое или трое соберутся во Имя Христово» (эта фраза, кстати, несколько вырвана из библейского контекста, но речь сейчас о другом). Даже порознь – мы один для другого члены (1 Кор. 12:27). А тут выясняется, что без регулярных публичных богослужений и собраний в церковных зданиях некоторые члены и прихожане церкви остаются дезориентированными, их духовная жизнь ослабевает, они не сильно-то и хотят общаться на духовные темы, быть подотчетными, пребывать в общении. Кроме того, создается впечатление, что служителям легче подчас провести мероприятие или сказать с кафедры слово, чем реально заботиться о людях и дать какой-то ясный и вразумительный ответ на их нужды. Церковные руководители привыкли к определенной структуре, которая сейчас ломается, а гибкими быть не всегда получается. Вот почему, вся эта ситуация с коронавирусом, домашней изоляцией и временной приостановкой очного общения – это своего рода испытание, ставящее перед нами следующие вопросы: Действительно ли мы живое Тело, служащие друг другу и миру, или все же зрители на богослужебном «концерте»? А нет «концерта» - нет и общинности?

Готовы ли мы отказаться от религиозной ревности не по рассуждению, чтобы подумать о жизни и здоровье ближних? Или будем искушать Бога со словами «ничто смертоносное не повредит нам»?

Скажем ли честно, что не знаем всех путей Божьих, но напомним людям – Господь хочет, чтобы во всех бедствиях мы воззвали к Нему?

Откажемся ли от конспирологии, непроверенных данных, распространения слухов? Будем ли, по словам Апостола Павла, «колебаться умом и смущаться … будто уже наступает день Христов» (2 Фесс. 2:2)?

Станем ли нагнетать панику, истерию вместо того, чтобы являть миру твердость веры, здравомыслие, покой и радость в Боге вопреки обстоятельствам?

Воспользуемся ли теми благословениями в технологиях и современных возможностях для общения и служения миру? Не отвергнем ли их в очередной раз как нечто «недуховное» или «опасное»? Будем ли гибкими в формах служения, сделаемся ли «для всех всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22) или окажемся беспомощными без привычных форматов и традиций? Найдем ли возможность утешить скорбящих, утихомирить паникеров, урезонить несознательных, послужить нуждающимся? Доверимся ли сами Богу, если есть трудности с работой и здоровьем? Или будем скованы страхом перед неизвестным и ропотом?

Используем ли освободившееся время, чтобы в терпении построить более тесные отношения с близкими, с которыми Бог нам дал больше возможностей сейчас общаться?

Такие вызовы стоят сейчас перед Церковью и перед каждым верующим лично. Сам для себя я тоже не всегда могу однозначно ответить на все эти вопросы.

В конце просто приведу цитату из книги Екклесиаста: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл.7:14).
 
 
Опровергает ли эволюция "аргумент от замысла"?

Время вникать в себя

Бесплодное упорство невежества

Экстраординарные утверждения и экстраординарные доказательства

Верующие и теории заговора

Блестящие умы

Грех конспирологии

Пасха и Исход

Диагноз

Как проповеди отца Сергия Цебрука и книга Архимандрита Андрея Конаноса помогли мне найти ответы на мои вопросы?

Какая польза от религии во время пандемии?

Духовные вызовы во времена пандемии

Самолеты, клоны и искупление. Что посмотреть в карантине?

Всё содействует ко благу (если вы решитесь)

О подвиге и беспечности

Коронавирус: между беспечностью и паникой

Для чего мы поклоняемся Богу?

Любовь убивает?

"Нас ради человек…"

Истина о нас
  следующие 20 >>