анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Бесплодное упорство невежества

Сергей Худиев, Москва

История бесплодной смоковницы, которая есть в Евангелии от Марка (и Матфея) - это, наверное, самое любимое место в Евангелии у атеистов. Я часто, что это проявление раздражительности со стороны Христа, а это противоречит христианской доктрине о Его безгрешности. Об этом писал Бертран Рассел, недавно прочитал эти же мысли у Ричарда Докинза.

Сама история выглядит так: "На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его". (Мар.11:12-14). После чего смоковница засохла.

О чем эта история? Тому, кто читал книги Пророков, ясно, о чем идет речь - насаждения, которые должны приносить плоды, но не приносят - это народ Божий, и, особенно, его вожди. Как говорит Пророк: "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; [ждал] правды, и вот - вопль" (Ис.5:7) Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с деревьями, которые будут срублены, если не принесут плода покаяния: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф.3:10).

Праведник, напротив, сравнивается с плодоносным деревом: "Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод" (Иер.17:8). Сравнение людей и народов с деревьями - общее место у Пророков, например, как сказано у Иезекииля: "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю" (Иез.17:24).

Таким образом, проклятие бесплодной смоковницы есть пророческое знамение, которое было более чем прозрачно для современников Иисуса - как и Его притчи, в которых Господь обличает вождей народа как неверных виноградарей. Есть ли в этом что-то сложное? Для человека, не знакомого с Библией, возможно, да - вообще очень трудно понять что-то не зная культурного контекста. Но эта проблема легко решается - Рассел мог поговорить с любым христианским служителем, Докинзу и это не обязательно - достаточно навести справки в интернете.

Проблема не в недоступности знания, а в нежелании его получать. Чтобы понять Библию, как и любую книгу, нужно хотеть ее понять. Не обязательно уверовать - но хотя бы оценить как грандиозный эпос, в котором история развивается, как в драме, от завязки к финалу, и каждая деталь отражается в каждой другой.

Враждебность к тексту не дает человеку возможность понять его - тут необходима хотя бы нейтральная отстраненность, как люди могли бы изучать памятники давно ушедшей цивилизации.

Но Библия слишком жива даже для атеистов, и они не могут читать ее спокойно и отстранено. Отсюда эта причиненная себе самим слепота, принужденная глупость и невежество людей, которые в других областях вовсе не являются глупыми и необразованными, ехидные вопросы при полном нежелании слышать ответы, которые уже давно даны. Это бедственное состояние, но если человек из него выйдет, он найдет сокровище, превосходящее всякое ожидание - Слово Божие.
Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии

Нехитрые ухищрения диавола

Не надейтесь на князей

Кто заслуживает рая?

Достаточно ли быть «просто быть хорошим человеком»?

О нашем усыновлении

Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений
  Следующие 20 >>