анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Благодать - это значит даром

Сергей Худиев, Москва

Христианская концепция греха и благодати часто вызывает непонимание. Это неудивительно, она идет против всего, что мы считаем по умолчанию верным, привычным и само собой разумеющемся. Наш опыт жизни в мире учит нас, что любовь, как правило, покупается нашими личными качествами. Если ты красив и умен, компетентен и добродетелен - тебя будут любить, принимать, звать в гости и вкусно кормить. А если ты глуп, непривлекателен, и имеешь раздражающие недостатки, то вон пошел, здесь такие не нужны.

Чтобы быть уверенным в любви других людей, чтобы быть в состоянии любить и принимать себя самих, мы должны считать себя заслуживающими этого. Нас есть за что любить, мы заслуживаем награды за наши достоинства и достижения. По крайней мере, мы должны выглядеть такими. Неуверенность в этом глубоко подрывает нашу способность добиваться чего-либо - да и вообще жить.

Христианская проповедь о том, что ты - грешник, воспринимается как разрушительная атака на саму нашу личность, как попытка сбить нас с ног, отнять тот фундамент, без которого наша жизнь рассыплется на части. Неудивительно, что она встречается с раздражением - и считается проявлением нелюбви.

Особенно в панику повергает идея, что ты абсолютно не можешь произвести впечатление на Бога своей добродетелью и личными достоинствами. Получается, что вся «валюта», которой я хотел расплатиться за Его любовь, принятие и Царство Небесное, обесценилась? Мне не на что рассчитывать?

И Библия говорит - да, "вся праведность наша — как запачканная одежда" (Исаия 64:6). Вся наша надежда на то, что нас оценят за наши достоинства обречена рухнуть. Как это хорошо сформулировал 2-й Оранжский собор "Никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха".

Но, на самом деле, это ведет не к отчаянию, а к великому утешению и надежде. Потому, что, поняв нашу нищету, мы можем понять, что такое благодать. По благодати нас любят, спасают, принимают, возносят на высокие места, дают важные поручения даром. Не потому, что мы хорошие - но потому, что нас сделают хорошими, даром, сверхъестественной милостью Божией. Мы любимы, прощены, приняты, даже прославлены - "даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Римлянам 3:24).

Как сказал святой Иоанн Златоуст: "Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою".

Бог принимает нас, как своих любимых детей, позволяет называть Его Отцом, делает нас служителями Его Царства, наполняет нашу жизнь смыслом - и все это даром. Он обещает щедро наградить все труды, которые мы понесем за Него, но и это дар, поскольку мы делаем их Его благодатью. Как говорит блаженный Августин: «Бог венчает в нас Его дары».

Когда мы понимаем, что Бог дает нам все даром - мы можем спокойно признать: да, мы грешники, мы провалились. Но это не приводит нас в отчаяние - у нас есть Бог, который любит нас и спасает.
Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии

Нехитрые ухищрения диавола

Не надейтесь на князей

Кто заслуживает рая?

Достаточно ли быть «просто быть хорошим человеком»?

О нашем усыновлении

Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений
  Следующие 20 >>