анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Об идеологической ностальгии

Сергей Худиев, Москва

Приближение очередной годовщины октябрьской революции вызывает в социальных сетях волны идеологической ностальгии. Ее стоит отличать от обычной ностальгии по детству - по старым мультфильмам, елочным игрушкам, пистолетикам, с которыми мы бегали во дворе детьми.

Идеологическая ностальгия немного о другом - о вере в то, что жизнь людей была осмысленной. О том, что они жили (или, по крайней мере, верили в то, что жили) в стране, открывшей всему миру дорогу к справедливой и достойной жизни. О том, что люди были добрее и бескорыстнее. О чувстве принадлежности к огромному общему делу. Как говорили лозунги того времени: "Мой труд вливается в труд моей республики". Это ностальгия о времени, когда было четкое и ясное разграничение добра и зла. Вот силы прогресса, это наша страна, страны социалистического лагеря, борцы с империализмом, честные трудящиеся в буржуазных странах - это добро. Вот толстые типы в цилиндрах с карикатур - это капиталисты, опять же, толстые священники, потом хищные поджигатели войны - это зло, и оно потерпит историческое поражение, потому что победа коммунизма неизбежна.

Теперешняя жизнь намного комфортнее - советский человек, зайдя в ближайшую "Пятёрочку", решил бы, что оказался в светлом коммунистическом будущем. Но в современной жизни нет этого чувства осмысленности, общности и великой цели. А человек нуждается в этом. В том, чтобы его труд (и его жизнь вообще) имела смысл, в том, чтобы принадлежать к чему-то большему, чем он сам, в том, чтобы ожидать в будущем чего-то великого и славного.

Человек - существо религиозное, и идеология (иногда довольно сознательно) замещала собой религию. Когда она ушла, она оставила за собой пустоту, которая болит до сих пор. Когда людям напоминают очевидное - коммунистический эксперимент рухнул, жертвы, принесенные на его алтарь, оказались напрасными - они реагируют на это с глубокой обидой и болью.

Но попытка заполнить эту пустоту в своей жизни идеологией была провальной с самого начала. Это пустое пространство в душе предназначено для другого - для Бога, который создал нас для вечной радости, от которого мы отпали в грех и с тех пор мучительно пытаемся насытить наши души чем-то другим.

Именно Бог - и только Он - может дать и подлинный смысл нашей жизни, и надежду, и единство с другими, и подлинное добро, которого ищет наше сердце. Но для этого нужно прекратить держаться за идолов - в том числе идолов ложных идеологий, неспособных ни насытить, ни утешить, ни спасти наши души.
Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии

Нехитрые ухищрения диавола

Не надейтесь на князей

Кто заслуживает рая?

Достаточно ли быть «просто быть хорошим человеком»?

О нашем усыновлении

Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений
  Следующие 20 >>