анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Об идеологической ностальгии

Сергей Худиев, Москва

Приближение очередной годовщины октябрьской революции вызывает в социальных сетях волны идеологической ностальгии. Ее стоит отличать от обычной ностальгии по детству - по старым мультфильмам, елочным игрушкам, пистолетикам, с которыми мы бегали во дворе детьми.

Идеологическая ностальгия немного о другом - о вере в то, что жизнь людей была осмысленной. О том, что они жили (или, по крайней мере, верили в то, что жили) в стране, открывшей всему миру дорогу к справедливой и достойной жизни. О том, что люди были добрее и бескорыстнее. О чувстве принадлежности к огромному общему делу. Как говорили лозунги того времени: "Мой труд вливается в труд моей республики". Это ностальгия о времени, когда было четкое и ясное разграничение добра и зла. Вот силы прогресса, это наша страна, страны социалистического лагеря, борцы с империализмом, честные трудящиеся в буржуазных странах - это добро. Вот толстые типы в цилиндрах с карикатур - это капиталисты, опять же, толстые священники, потом хищные поджигатели войны - это зло, и оно потерпит историческое поражение, потому что победа коммунизма неизбежна.

Теперешняя жизнь намного комфортнее - советский человек, зайдя в ближайшую "Пятёрочку", решил бы, что оказался в светлом коммунистическом будущем. Но в современной жизни нет этого чувства осмысленности, общности и великой цели. А человек нуждается в этом. В том, чтобы его труд (и его жизнь вообще) имела смысл, в том, чтобы принадлежать к чему-то большему, чем он сам, в том, чтобы ожидать в будущем чего-то великого и славного.

Человек - существо религиозное, и идеология (иногда довольно сознательно) замещала собой религию. Когда она ушла, она оставила за собой пустоту, которая болит до сих пор. Когда людям напоминают очевидное - коммунистический эксперимент рухнул, жертвы, принесенные на его алтарь, оказались напрасными - они реагируют на это с глубокой обидой и болью.

Но попытка заполнить эту пустоту в своей жизни идеологией была провальной с самого начала. Это пустое пространство в душе предназначено для другого - для Бога, который создал нас для вечной радости, от которого мы отпали в грех и с тех пор мучительно пытаемся насытить наши души чем-то другим.

Именно Бог - и только Он - может дать и подлинный смысл нашей жизни, и надежду, и единство с другими, и подлинное добро, которого ищет наше сердце. Но для этого нужно прекратить держаться за идолов - в том числе идолов ложных идеологий, неспособных ни насытить, ни утешить, ни спасти наши души.
Ибо всякая плоть - как трава

Рождество среди тревоги и скорби

Приоткрыть дверь в Рождество

Рождество Христово

Рождественская лестница. Поклонение волхвов

Менеджмент vs душепопечение?

Рождественская лестница. Каким мы видим Христа?

Почему христианство такое закрытое?

Утешение больной совести

Рождественская лестница. Каждый день к Рождеству

Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии

Нехитрые ухищрения диавола

Не надейтесь на князей

Кто заслуживает рая?

Достаточно ли быть «просто быть хорошим человеком»?

О нашем усыновлении

Зачем мятутся народы
  Следующие 20 >>