анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Трудные вопросы и современный мир

Андрей Горин, Санкт-Петербург

В петербургском христианском издательстве «Мирт» вышла в свет книга известного христианского публициста и апологета Сергея ХУДИЕВА «Христианство: трудные вопросы». Этой книгой Сергей Худиев предпринимает попытку собрать те вопросы о христианстве, с которыми приходится чаще всего сталкиваться сегодня. Зачастую, они задавались с самых первых веков христианским мыслителям и апологетам. Автор собирает вопросы и, что немаловажно, предлагает на них сегодняшние ответы. Это уже, само по себе, не самое частое дело в контексте христианской апологетики по-русски. И это при том, что запросы на христианскую апологетику, по свидетельству посвятивших себя такому служению на русском языке, нередко не находят адекватного внимания и удовлетворения. Чем же, по сути, занята вышеупомянутая христианская апологетика, к жанру которой собственно и относится книга Худиева?

Апологетика, по самому значению греческого слова, занята защитой. Подразумевается, что речь идет о защите христианской веры. Традиционно христианская апологетика ставит перед собой задачи помощи в размышлениях тем, кто ищет веру, отвечает на вопросы сомневающихся, утверждает нетвердых в вере. В общем, апологетика содействует верующим в осознании и, тем самым, дальнейшем провозглашении своей веры. Ключевым здесь оказывается слово «осознание». Речь идет именно о работе рассудка. Лозунгом апологетики можно считать изречение, восходящее к выдающемуся средневековому мыслителю, богослову, апологету Ансельму Кентерберийскому, с именем которого связан знаменитый онтологический аргумент существования Бога, изречение «Fides quaerens intellectum», то есть «вера, ищущая понимания».

Коснусь, в этой связи, своего рода антивопроса, актуального, поскольку характерен он именно для последнего столетия: зачем, что собственно предлагает нам Сергей Худиев, вообще заниматься апологетикой? Зачем она нужна? Иные христианские проповедники просто-таки шельмуют апологетику и усилия христианского рассудка. Иногда еще добавляют: нужно «просто» верить. Насчет «просто», не знаю, что здесь имеется ввиду. Мы знаем, что жизнь куда богаче наших представлений о ней.

Что же до апологетики, то, во-первых, она нужна, прежде всего, по свидетельству самого Писания. В Писании же мы находим призыв быть готовым дать ответ тем, кто спрашивает о вере (1 Пет. 3:15, Иуды 3).

Сам Христос предлагал некоторое подобие апологетического использования Писания, защищая свое служение (как мы видим в Мф. 22 и параллельных текстах).

Далее, подобные примеры христиан, практикующих апологетическое делание, можно сказать служение, можно найти начиная со страниц книги Деяний апостолов (17:15-34, 18:4), начиная с трудов апостола Павла, объяснявшего основания веры евреям и язычникам, и Аполлоса, опровергавшего противников и доказывавшего новым обращением к Писаниям истины о Христе. Так оно и продолжалось дальше во всей истории христианства.

Характерно, что крупные, если не сказать центральные фигуры философской и богословской мысли всей чреды прошедших эпох, внесли свой вклад в становление апологетической мысли. Это такие мыслители как Ориген и Климент Александрийский, Августин и Боэций, Ансельм, Фома Аквинский и Дунс Скот, Франсиско Суарес, Декарт и Лейбниц, Кант и Гегель, вплоть до наших старших и все более близких современников, среди которых упомяну прежде всего Карла Барта и собственно современных христианских философов-апологетов, как У. Крейг, Р Суинберн, А. Плантинга и другие.

Апологетика работает как в пространстве рационального обоснования истин веры, — веры, ищущей понимания, — так и в области такой сложного дела, как межрелигиозная полемика. Особняком следует упомянуть апологетику как защиту от разного рода культов и прочего религиозного манипулирования.

Вообще, апологетика предлагает различные соображения, аргументы и доказательства. Эти мыслительные ходы требуют, подчас, весьма высокой логической культуры. Тем более опрометчивым будет отвержение профессиональных философско-апологетических построений, буде они оказываются не по силам для внезапно сталкивающегося с ними. Так что апологетика не только защищает евангельскую истину, но и показывает, почему христиане придерживаются своих взглядов.

Для вникания во всякий предмет необходима постепенность и подходящий метод. Подобные первоначальные рассуждения мы видим, в частности, в этой книге Сергея Худиева. По форме книга подобна справочнику, группируя вопросы по темам, которые упомяну чуть ниже. Можно, таким образом, пользоваться книгой, выбирая специально интересующий вас вопрос. Можно читать книгу подряд, чтобы получить целостную картину. Эта книга, таким образом, может быть полезна и тем, кто ищет веру, и тем, кто просто хотел бы разобраться с тем, во что верят христиане, и тем, кто уже верует и хотел бы поделиться своей верой с другими.

Автор касается самых разных вопросов, от, например, «Если цель религиозной жизни — спасение, то от чего спасаться?», или «Что означает выражение «гнев Бога»?» и «Разве религия не является причиной нетерпимости?» (до чего актуально, правда?), до таких, как «Что делать, если на меня навели порчу» и даже «Что делать, если потемнел серебряный крестик?» Для кого-то все эти вопросы представляют свою актуальность. Вопросы сгруппированы по темам: о смысле веры и жизни; о Боге; Его промысле и о том, что будет с этим миром; о творении; о грехе, зле, страдании; о сути евангельской вести, событии Христа, искуплении, прощении, рае и аде; о церкви; о молитве и поклонении; о христианской этике; об отношении науки и веры; о суевериях и оккультизме; о нехристианских религиях.

Несколько слов о том, в чем отличие этой книги от вышедшей под тем же названием в 2003 году книги трех авторов (Ольги Брилевой, Михаила Логачева и Сергея Худиева). По жанру они совпадают. Сергей Худиев пишет в предисловии к новой книге, что это «своего рода ЧАВО по христианству». С тех пор прошло время. Автор, конечно, не стоял на месте, накопил новый опыт. Он продолжал получать вопросы и отвечать на них. Да, в сути своей человек неизменен, но, при этом, постоянно что-то меняется. В этой книге автор собрал в основном ответы с сайта, отражающие существующие вопросы, тренды, интересы людей, текущую ситуацию. Так что это полностью новый текст, не повторяющий издание 2003 года.

* * *
С начала своей истории христианская церковь выдвигает апологетов – защитников веры, — тех, кто особым образом обосновывал христианскую веру и истину перед неверующим — или иноверующим— миром. Понятно, что история не стоит на месте, но все время повторяются, пусть и в новых условиях, некоторые устойчивые формы, восходящие к устойчивости и неизменности природы человека. И сегодня мы видим необходимость служения людям, которые или не слышали Евангелия, или являются адептами различных иных учений. Христиане продолжают встречаться с нападками на веру, с критикой в отношении Евангелия. В этом ключе можно понимать новую книгу Сергея ХУДИЕВА, продолжающую апологетическое служение, которое всегда было в истории христианства — и по-своему развивалось, сообразно текущему моменту и его тенденциям в разном масштабе. Эта книга продолжает служение, направленное на обретение и сохранение веры во Христа – и, значит, вечной жизни – которое несут христиане — наши современники, — приносящие нам свой плод и нуждающиеся в нашей поддержке. Поистине, сердце не может радоваться тому, чего не постигает разум, в чем и помогает апологетическое делание.
Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии

Нехитрые ухищрения диавола

Не надейтесь на князей

Кто заслуживает рая?

Достаточно ли быть «просто быть хорошим человеком»?

О нашем усыновлении

Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений
  Следующие 20 >>