анонсы статьи
новости
22.4.2024
Совет кардиналов продолжил дискуссию о роли женщин в Католической Церкви

15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»
Хорошо ли, что снижается число верующих?

Антон Лебедев, Саранск

Согласно недавним опросам, число считающих себя православными в стране неуклонно снижается, и большинство либо вовсе не отождествляет себя ни с какой религией, либо предпочитают быть «праздничными верующими», «христианами в душе» без обязательного посещения церковных собраний, соблюдения постов и праздников, а также детального исполнения заповедей – многим достаточно быть приличными, в целом, людьми, и не брать на себя серьезную ответственность. В том числе, все больше отдаляется от религии и молодежь.

В какой-то мере это объясняется с точки зрения идеологии – не секрет, что на смену идеям коммунизма пришел духовный вакуум, который пыталось заполнить христианство, причем не только православная его деноминация. С этим и связано то самое «постсоветское пробуждение», когда духовная жажда и возрождение церковной жизни часто сглаживало все недостатки церковной жизни. Религиозный пыл привел в церкви множество людей. Часть из них хотели приобщиться ко Христу. Другим было любопытно посмотреть на ранее запретное и неизведанное. Иные стремились решить какие-то свои личные проблемы. Постепенно, в глазах второй и третьей категории, Церковь начала «проигрывать» и «отставать» - появилось много дел, развлечений, религиозных течений, возможностей для досуга и светских форм социальной помощи. На смену церковности как неотъемлемой части культуры приходят светскость, идеология разнообразия истин, потребительство как основа жизни.

Вторая причина – многим Церковь и возвещаемая ею Благая Весть представляется как нечто устаревшее, неповоротливое и неактуальное. В глазах многих она уже неспособна «конкурировать» с современными психологическими концепциями, не может дать «ясные ответы» на политические вызовы, не вписывается в стремительно меняющееся общество, следующее за веяниями мод, не дает достаточно свободы в отношениях и мышлении. Современному человеку, если говорить в общем, сложно понять, как можно жить по законченной около 2000 лет назад Книге, зачем нужны какие-то там традиции, и все это воспринимается как давление, сдерживание прогресса и (откровенно говоря) пустая трата времени. Гораздо интереснее информационная сфера и яркие образы Интернет-пространства.

Соответственно, подобные тенденции, скорее всего, будут нарастать – отток из церквей поставит под сомнение необходимость строительства большого количества церковных зданий, а «скрепность» христианства для культуры постепенно покроется музейной пылью. Наверное, кому-то покажутся такие прогнозы печальными или чересчур пессимистичными, но подобные тенденции так или иначе наблюдаются по всему миру. Кроме того, очень часто всплеск религиозной активности происходит на переломе эпох, а не в относительно спокойные и более стабильные времена.

Итак, некогда чувствовавшая себя в относительной безопасности Церковь столкнется с новым вызовом – сохранением и преумножением в равнодушной и отчасти враждебной светской культуре. Тогда принадлежать собранию верующих будет не данью моде, не частью культурного кода, не уважением к верующим родителям, а исключительно личным выбором, который будет сделать непросто. «Надутая» Церковь будет мало-помалу «сдуваться» до своего реального размера, а присоединяться к ней будут более осознанно и глубоко. Вера станет вопросом посвящения и следования за Христом, а не частью традиции. Возможно, именно такая «очищенная» Церковь и станет источником пробуждения. И здесь, как ни странно, снижение числа называющих себя верующими может оказаться положительным моментом.
Зуб за зуб

Смирение и достоинство

О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»
  Следующие 20 >>