«…но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Евангелие от Марка 3:29)
В евангельской среде бытуют две крайние точки зрения на этот текст – одни говорят, что здесь Христос говорит только об обвинявщих Его книжниках (а значит, это исключение, ведь Господь прощает всех и «приходящего к Нему не изгонит вон»). Другие (с этой точкой зрения встречался чаще) утверждают, что любая критика того или иного служения или явления в церкви – это чуть ли не «хула на Духа Святого». Особенно часто так говорят в радикальных харизматических кругах по отношению к тем, кто критикует их формы служения.
В Евангелиях хула на Духа Святого представлена как реальная опасность. И прежде всего, для людей религиозных, даже хорошо знающих Писание. Пришедшие из Иерусалима книжники были признанными знатоками и толкователями Ветхого Завета, они обвиняют Спасителя на строго «духовных» основаниях («изгоняет бесов силою бесовского князя»). Это сразу же предупреждает нас об опасности религиозной ревности «не по рассуждению» - духа осуждения, враждебности и непримиримости, что часто маскируется под борьбу за правое дело, чистоту, святость, порядок и так далее. В этом случае, не спасают никакие библейские знания – наоборот, они лишь утверждают такого человека в собственной правоте.
Удивительно, насколько слепы такие люди. Книжники не понимают, что сатана не может изгонять сам себя, а чтобы приказывать бесам («связывать сильного»), нужно быть могущественнее их, а значит иметь великую власть от Бога. Считающие себя мудрыми, верующими, знающими Бога, обезумели. «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Таково обращение именно к Церкви, считающим себя верующими.
Таким образом, в своем ожесточении человек доходит до крайности – он на белое говорит черное, на действие Божье – что оно инспирировано дьяволом, на слова Христа – что они пусты и бесполезны. Ожесточение наступает постепенно, мало-помалу, когда не принимается обличение из Слова Божьего, нет никакой ответственности и подотчетности, отсутствуют любовь и служение ближним. Повторимся - опаснее всего, если это делается именно на религиозных основаниях.
Когда самолет разбегается по взлетно-посадочной полосе, рассчитывается примерное расстояние для взлета; при этом существует определенная точка (зависящая от типа воздушного судна, погоды, климата, положения над уровнем моря и т.д.), после которой взлетать уже нужно обязательно, иначе не хватит места для остановки при нештатной ситуации. Подобная «точка невозврата» есть и для каждого человека – он уже ожесточен настолько, что не может покаяться, не способен принять Христа. И вот здесь наступает то самое состояние, которое можно назвать «хулой на Святого Духа», «грехом к смерти» - крайняя степень огрубления, неспособность слышать Божий призыв, нежелание быть с Ним, полное отвержение, делающее человека просто непригодным для Царства Божьего. Речь не о словах, критике и не просто об отдельном поступке: «будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили».
Конечно, нам не дано знать (в отличие от Христа), когда и кем эта самая «точка невозврата» пройдена, тем более неразумно об этом судить по отношению к окружающим – мы верим, что пока есть дыхание жизни, есть шанс и покаяться, обратиться. Но слова Господа стоят как предупреждение и предостережение – не допускайте ожесточения, не уповайте на собственную праведность и знания, будьте осторожными с категоричными духовными суждениями, боритесь с грехом в самом его зачатке.