анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Вечный узник совести

Игорь Попов, Главный редактор журнала «Христианское Слово»

Россия потеряла выдающегося мыслителя, писателя и общественного деятеля. 4 августа 2008 года на 90-м году жизни скончался Александр Исаевич Солженицын. Так принято писать в официальных некрологах. И можно вспомнить, что ради участия в похоронах Президент России Дмитрий Медведев прервал свой отпуск, что видные деятели культуры и искусства… и так далее, и тому подобное… Но важно ли это сейчас?

Александр Исаевич прожил богатую, насыщенную и трудную жизнь. Если бы он написал лишь «Один день Ивана Денисовича», то только за это небольшое произведение его можно смело ставить в один ряд с Достоевским и Толстым. Его вклад в русскую культуру еще только предстоит по-настоящему оценить. Он был вечным узником совести. То, что он увидел в лагерях навсегда осталось в его жизни. До конца своих дней он поддерживал семьи политзаключенных, это была не поза обиженного человека, это было дело его жизни.

Его отец погиб еще до рождения сына, поэтому ребенка воспитала и дала первоначальное образование мама. Закончив Университет в Ростове-на-Дону и получив специальность математика, Александр приехал в Москву, где поступил в МГУ, на литературные курсы.

Когда началась великая Отечественная война, Солженицына призвали на фронт, в артиллерийские войска. Он всегда замечал недостатки советской системы, поэтому, когда в 1945 году он в письме начал критиковать деятельность Сталина в годы войны, его арестовали, и восемь лет он провел в лагерях в Караганде. Он был освобожден из лагеря в день смерти Сталина - 5 марта 1953 года, однако, его лишили права жительства в Европейской части страны.

«Я просидел несколько месяцев в тюрьмах в 45-46 годах, и спорил, спорил. И понял, что меня бьют как мальчика, люди с жизненным опытом, и уже с философским опытом. Переубедили меня, воспитали меня уже для «Архипелага ГУЛАГа», — вспоминал Александр Исаевич. И только после реабилитации в 1956 году ему разрешили поселиться в Рязани, где он устроился работать учителем математики и начал свою литературную деятельность.

Хрущевская «оттепель» начала 1960-х годов побудила Солженицына написать повесть «Один день из жизни Ивана Денисовича» (1962), в которой автор повествует об одном дне из жизни заключенного сталинского концлагеря. Поскольку Солженицын писал повесть по собственным впечатлениям, по собственному опыту, то это произведение, напечатанное в «Новом мире», быстро завоевало признание читательской публики в СССР и за рубежом и стало настоящей сенсацией в литературном мире. За эту повесть, за силу, как сформулировали шведские академики, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы, Александр Солженицын удостоился Нобелевской премии.

«Архипелаг ГУЛАГ» увидел свет в декабре 1973, а уже через два месяца писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в Западную Германию. Оттуда — в Цюрих, затем на долгие 20 лет семья оказывается в американском штате Вермонт. На родину они смогли вернуться только в 1994 году. В этой книге, переведенной впоследствии на 34 языка, и ставшей источником финансирования для Солженицынской премии, писатель, используя собственные записи, что вел в лагерях и ссылке и свидетельства более 200 заключенных, в деталях описал трагедию народа периода массовых репрессий.

«Я с детства был воспитан в православном духе, — рассказывал писатель. — За это еще в школе надо мной издевались, срывали крестик, а я в пионеры не вступал. Потом начали вталдыкивать эту идеологию – диамат, истмат. Высокие идеи – увлекся, поверил. Полностью освободился от этого только в тюрьме», — говорил писатель. Вот то, что помогает великому русскому писателю выдержать все годы лагерной жизни, изгнания и жизни заграницей. Он сам тяжело переживал оторванность от родной русской земли, и лишь вера в Бога помогает ему преодолеть этот период.

Что ушло от нас со смертью Александра Солженицына? Сегодня трудно ответить на этот вопрос. Однозначно лишь одно – 6 августа на старом кладбище Донского монастыря в Москве мы похоронили последнего великого русского писателя XX века.
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>