анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Освободиться от «культуры ненависти»

Сергей Худиев, Москва

Ненависть к государству Израиль стала инструментом внутренней политики в арабском мире
Ненависть к государству Израиль стала инструментом внутренней политики в арабском мире
Текущая война на Ближнем Востоке, увы, очередная. Можно даже сказать, это очередное обострение бесконечной арабо-изральской войны. Настоящий конфликт вызвал в христианской среде различные реакции.

Некоторые христиане порицают государство Израиль за масштабное кровопролитие и требуют остановить военную агрессию. Эта позиция понятна. - В секторе Газа гибнут и страдают люди, многие из которых повинны лишь в том, что оказались в неподходящее время в неподходящем месте. И гибнут они от израильских бомб. Фотографии окровавленных детских тел и развалин жилых домов вызывают нормальную человеческую реакцию протеста и отторжения.

Другие - в особенности т.н. "христианские сионисты" - напоминают о Божиих обетованиях Израилю. Они также заявляют, что действия современных израильтян это ответ на террористическую активность ХАМАС, в частности, на ракетные обстрелы израильской территории.

Кто прав в этой войне? Я думаю, нам не стоит так ставить вопрос. Как говорил замечательный американский богослов Рейнхольд Нибур: «Любой конфликт между людьми не есть конфликт между праведниками, с одной стороны, и грешниками - с другой. На обеих сторонах конфликта стоят грешники». Поэтому давайте попробуем разобраться, что же происходит на Ближнем Востоке.

Государство Израиль: злодей или жертва?

С точки зрения арабов (и шире - исламского мира, включая Иран), государство Израиль с самого начала целиком и полностью разбойничье образование, созданное на территориях, обманом и кровавым насилием отнятых у арабов. Под эту версию истории можно найти определенные факты. Вскоре после того, как ООН, 1947 году, провозгласило государство Израиль, напряженность между арабами и евреями (большинство из которых относительно недавно прибыли из Европы) переросла в кровавые столкновения.

В ряде случаев, наиболее известным из которых является резня Дер-Ясине, еврейские ополченцы убивали арабских жителей. Арабская пропаганда, преувеличив масштабы резни и добавив красочные подробности, вызвала у арабского населения панику. Вскоре арабские страны предприняли попытку уничтожить Израиль, проиграли войну, что вызвало еще более массовое бегство арабского населения.

Израильтяне, со своей стороны, скажут, что Израиль не проводил целенаправленной политики изгнания арабов, свидетельством чему служат более миллиона арабов, до сих пор проживающих на территории государства Израиль и имеющих израильское гражданство; преступления против гражданского населения в израильских источниках иногда отрицаются, иногда рассматриваются как действия вышедших из-под контроля партизанских групп.

Сейчас, по прошествии многих лет, обе стороны имеют свои, вполне сложившиеся версии того, как образовалось государство Израиль и, что при этом происходило. Само по себе это неудивительно. В любом конфликте стороны излагают разные версии событий, где роли жертв и злодеев распределяются диаметрально противоположным образом.

Уникальный случай

Однако есть и то, что можно признать уникальным для этого конфликта. С событий конца сороковых годов прошло больше полувека - примерно как со времен второй мировой войны в Европе - и гораздо меньше, чем со времен распада СССР. Карта Европы перекраивалась, границы государств менялись, толпы беженцев перемещались во все стороны.

Так, Германия потеряла Восточную Пруссию (а это был один из важнейших национально-культурных центров). Россия после распада СССР потеряла Крым, северный Казахстан, и много чего еще. Югославия распалась с чудовищной резней всех со всеми и потоками беженцев, но во всех этих случаях (даже в особо тяжком, югославском) народы в итоге как-то согласились жить в новой географической реальности, стали «жить-поживать да добра наживать».

Справедливо ли сложились новые границы, или нет, люди в итоге предпочли жить, а не бесконечно драться и умирать за восстановление исторической справедливости. Немецкие шахиды не взрывают себя в Калининградской области, русские не устраивают терактов в Крыму, полякам не приходит в голову, засылать своих подростков, чтобы они, обмотавшись взрывчаткой, взрывали себя на улицах Львова.

Арабы, даже оставаясь в рамках своей версии событий, могли бы сказать - ну да, мы проиграли войну, у нас захватили немалый кусок территории, с тех пор прошло уже полвека, давайте займемся тем же, чем занялись немцы, турки, русские, венгры, и все остальные, устроением нормальной жизни с тем, что у нас есть.

Однако в арабском мире этого не произошло, хотя некоторые арабские лидеры, действуя, несомненно, в интересах своих народов, поддерживают контакты с Израилем, им приходится делать это тайком; за прошедшие годы в арабском мире сложилась определенная "культура ненависти", в которой критерием принадлежности к "своим" является ненависть к Израилю.

Источник войны

Мне представляется, именно эта культура ненависти является источником бесконечной войны в регионе. Мы можем одобрять или порицать те или иные действия государства Израиль, которому было бы странно приписывать безгрешность, но есть проблемы, которые можно решить только с арабской стороны.

Войны завершаются, когда государства прекращают враждебные действия, договариваются о границах, и в этих границах признают право друг друга на существование. ХАМАС, правящий в Палестине, как, увы, и большая часть исламского мира, права Израиля на существование не признает, и террористических действий против него прекращать не собирается.

Когда одна из сторон открыто заявляет, что другая не имеет права на существование (в каких бы то ни было границах) и ставит своей целью ее уничтожение - другая просто не может обеспечить мир в одностороннем порядке. Одностороннего мира не бывает.

Эффективный инструмент внутренней политики

В политике, не только ближневосточной, ненависть к внешнему врагу - это очень эффективный инструмент. Людям можно легко объяснить, откуда происходят все их беды, направить недовольство на "общего врага", дискредитировать любой критический голос как "предательский", потребовать от населения беспрекословного повиновения и претерпения лишений во имя "победы".

В арабском мире ненависть к Израилю давно эксплуатируется в качестве такого инструмента. И телевидение, и интернет позволяют видеть достаточно свидетельств этому: толпы, скандирующие "Смерть Израилю! Смерть США!", груднички, которых их родители обматывают взрывчаткой, чтобы показать свою решимость воспитать их настоящими шахидами, интервью с матерью, которая горда и очень счастлива тем, что вот уже трое ее сыновей взорвали себя вместе с "сионистскими оккупантами", духовные наставники, говорящие "сионисты лишили нашу молодежь всего, но они не могут лишить ее права входить в рай путем шахидов" (отметим, при этом они сами отнюдь не торопящиеся в рай).

Недавно в интернете были выложены фотографии того, как израильская полиция разгоняет антивоенную демонстрацию израильских же евреев. Отметим, что нигде в арабском мире полиция не разгоняет никаких демонстраций с требованием прекратить террористические акты против Израиля - в арабском мире такие демонстрации немыслимы. По вопросу "смерть Израилю" существует полный консенсус, который эффективно поддерживается.

Если Израиль в полном составе внезапно улетит на Марс, арабский мир окажется лицом к лицу со своими жестокими социальными проблемами, отсталостью и бедностью, в которых некого будет больше обвинять. Поэтому очевидное решение - признать право Израиля на существование, договориться о границах, прекратить запускать "касамы" и засылать шахидов - лидеров ХАМАС не устраивает.

Но проблема должна быть решена с арабской стороны. Должны явиться достаточно мужественные народные вожди, чтобы сказать: «да ну его, этот Израиль, пусть живет, давайте лучше займемся устроением мещанского благополучия на тех землях, которые у нас есть». Вроде не бездельники, и могли бы жить, им бы борьбу с мировым сионизмом взять и отменить.

Сергей Худиев - православный публицист, сотрудник журнала "Фома" и радиостанции "Радонеж"
Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах
  Следующие 20 >>