анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Объединение церквей

Сергей Худиев, православный публицист

фото Патриархия.RU
фото Патриархия.RU
Любой раскол между христианами - это всегда грех. Когда христиане одного исповедания, с общей традицией и общим богословием, отказываются признавать друг друга - это тем более грех, соблазн и разрушение свидетельства о Христе. То, что в случае РПЦ и РПЦЗ этот грех, наконец, преодолен - милость Божия к Православной Церкви и к нашей стране.

Раскол коренится в трагических событиях 80-летней давности. 29 июля 1927 г. митрополит Сергий выступил с декларацией, в которой выразил лояльность советской власти. Многие были возмущены словами митрополита Сергия, обращенными к представителям коммунистического государства: «Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством».

Группа православных епископов, входившая в Заграничный синод, выразила свое несогласие с ним и постановила: "Заграничная часть РПЦ должна прекратить административные сношения с московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью".

Много горьких упреков было высказано и тогда, и позже митрополиту Сергию и сергианам. Но, что горче всего для православных, было разрушено евхаристическое общение между Церковью в России и заграницей. Представители двух ветвей Церкви не могли подходить к чаше в храмах друг друга.

Сейчас, когда раскол исцелен, у нас есть возможность взглянуть на те события не для того, чтобы выступать в поддержку той или иной стороны, но чтобы попробовать понять, что произошло.

Излишне напоминать, как яростно большевики преследовали Церковь, как много верных христиан приняли мученическую кончину. Можно ли было изъявлять лояльность к такой власти? Многие считают, что нет, и клеймят митрополита Сергия как предателя. Но лично мне это представляется неверным. Находясь в безопасности, нетрудно мечтать о том, как мы бы выбрали самый прекрасный и героический путь - смело обличить злодеев в лицо, произнести какие-нибудь прекрасные и возвышенные слова, которые потом будут повторять, и принять мученический венец.

Никто из нас не знает, как бы мы повели себя на самом деле, и у нас нет права осуждать тех, кто оказался в условиях, которые нам не грозят.

Может быть, даже и не в воображении, а и на самом деле, быть просто убитым за веру легче. Но Бог может возложить на человека и более тяжелую миссию - быть не жертвой палачей, а быть между палачами и жертвами, чтобы попытаться спасти хоть кого-то и что-то. Ему придется заискивающе улыбаться палачам, ему придется произносить слова, которые потом не станут включать в сборники духовно-назидательной литературы, которые много раз поставят ему в упрек. Но он спасет хотя бы некоторых из тех, кто от него зависит - кого-то от физической смерти, кому-то даст возможность услышать из уст хотя бы полузадушенной, связанной, но еще живой Церкви Евангелие.

Мы не можем судить и "зарубежников" - слишком хорошо они знали и на собственном опыте, и на опыте паствы, что из себя представляла та власть, которую признал митрополит Сергий.

Мы не можем судить ни ту, ни другую сторону - и потому, что Писание нам это воспрещает, и потому, что мы не прошли через то, через что прошли эти люди. Мы можем только поблагодарить Бога, что те страшные времена позади и одна из глубочайших ран, нанесенных ими, раскол русской Церкви, исцелена.
 
михаил ((черновцы))1.8.2008
А что был Собор РПЦ? Был Собор РПЦЗ? Было прощение? Было снятие анафем? Было совместное Богослужение? А как же каноны? Хотя какие каноны. Руская церковь всегда занималась политикой больше чем служением Богу. И к себе, тоесть РПЦ, относилась очень поблажливо. К себе руские попы канонов не приминяют. Зачем? Они и так "третий" рим. Спасители христианства. В РПЦ всегда двойная мораль. РПЦ стала как тоталитарная секта. Я не о православных руских, я о Руской православной церкви, о ее патриархах и вождях. Может пора покаяться??? Може пора к Христу лицом повернуться. Ибо раскол только тогда будет преодолен, когда будет обоюдное покаяние, когда будет обоюдное прощение, когда будет обоюдная любовь и не будет НИКАКОЙ политики. А пока что это только политика. К сожалению...
Вадим (Санкт-Петербург)27.1.2008
Расколы возникшие в конкретное время по контретным причинам так сложно восстановить в наше время. Почему? Этому мешаеть политика (церковная) и многое другое. Мое мнение современное нежелание примиряться больший грех, чем раскол в прошлом основанный на конкретной ситуации и причине.
евгений (москва)24.12.2007
люблю господа всепоглощаюсь им да будет так
 
Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Пасхальные чтения. Амброз Бирс – по ту сторону жизни

Пасхальные чтения. Библия Просвещения

Испытания Клайва Льюиса

Почему Мессия еще не покончил с войнами?

Простыми словами

Новая жизнь палача

Религия - причина нетерпимости?

Могут ли обрести спасение добродетельные нехристиане?

Учит ли Библия жестокостям?
  следующие 20 >>