анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Земля и люди

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

«Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1)
«Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1)
Библия начинается с повествования о сотворении мира во всей полноте. Бог создал леса и реки, поля и горы, моря и пустыни, населил их различными существами. После этого, Он дал высокую оценку сотворённому миру.

Сразу же после сотворения человека мы читаем про повеление данное ему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26).

Читая первые страницы Библии, трудно не заметить человекоцентричный характер сотворённого мира. В конце первой главы книги Бытие Бог впервые обращается к человеку и говорит о том, что всё приготовлено для него. На земле есть достаточно пищи и человеку следует управлять ресурсами, сотворёнными для его блага.

После грехопадения и потопа Бог вновь благословляет своё творение и заключает завет со всякой живою душой, который иногда называют «заветом радуги» (Быт. 9).

Планета и все существа её населяющие, созданы для человека. Такой прекрасный, многообразный и восхитительный мир отдан нам в управление, оставаясь Божьим - «Господня – земля и что наполняет её» (Пс. 23:1).

Доверительное управление

Возможно, некоторых пугает слово «владычество», которое часто упоминается в первых главах Библии. Это слово слишком дискредитировано и нам на память сразу же приходят всякие сомнительные проекты по повороту рек и тому подобное. На самом деле здесь имеется в виду совершенно другое. Вот как Корнелий Плантинга-младший поясняет это:

«В Царстве Божьем, о котором возвещал Иисус, владычество никогда не означает «управлять сверху»; скорее речь идёт о том, чтобы «управлять снизу», путём заботы и поддержки. В Царстве Божьем владычествовать означает заботится о благополучии других. Владычествовать означает действовать как посредник творения. Это значит, что человек, являющийся управителем Божьего творения, никогда не станет мародёрствовать; наоборот, он предоставит творению возможность быть самим собой. Он будет уважать творение, заботится о нём, угождать ему. Его цель – жить в естественной взаимосвязи с творением. Человек, добросовестно занимающийся животноводством, лесным хозяйством и охраной водных ресурсов, проявляет уважение к Богу, уважая то, что Бог сотворил».

В древности люди отлично понимали свою зависимость от многих внешних факторов. Так благополучие, а то и жизнь, напрямую были связаны от количества выпадающих осадков. Засушливые годы создавали не просто дискомфорт, а фактически ставили под угрозу и саму жизнь. Современный житель мегаполиса иногда ощущает себя абсолютно изолированным от природы. Температуру в доме можно отрегулировать по своему вкусу, пресная вода всегда к нашим услугам. Как влияет климат, погода или чистота окружающей среды на наличие или отсутствие фруктов, овощей, мяса и рыбы в ближайшем супермаркете – тоже не всегда понятно.

В мире

Обратная зависимость, то есть влияние человека на окружающую среду, наоборот, вырисовывается с каждым годом всё более очевидно. Мир, если можно так сказать, становится всё грязнее. Там где несколько десятков лет назад были хорошие рыбные озёра – рыба потихоньку стала исчезать. Познавая мир, осваивая его, мы с одной стороны всё больше понимаем уязвимость окружающей среды, а с другой – увеличиваем негативное воздействие на неё. Все экологические проблемы, которые мы имеем сегодня – есть результат нашего нерадивого управления.

Осознавая степень опасности, которую человечество может нанести природе, а в конечном счёте и себе, в 19 веке появляются различные «зелёные» движения. В 1892 году в Америке основано общество Sierra Club.

В 20 веке человечество научилось использовать ядерную энергию, что оказалось сопряжено с целым рядом новых потенциальных опасностей. В начале семидесятых годов в районе Аляски США готовились провести очередной испытательный ядерный взрыв. Канадские квакеры Джим Бойлен и Ирвинг Стоув, будучи в то время членами Sierra Club, приняли решение организовать морской поход к месту предполагаемого взрыва, чтобы привлечь к этим опасным испытаниям общественное мнение. Организация Sierra Club, будучи настроена менее радикально, отказалась поддержать эту акцию.
За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%. В течение последующих 25 лет предполагается дальнейшее уменьшение еще в 2 раза.
Тем не менее, это не остановило их, и они приняли решение организовать новую организацию - Гринпис.

Во второй половине 20-го века о загрязнении почвы, проблемах с пресной водой и озоновым слоем заговорили уже во всём мире. Конгрессы, симпозиумы, конференции, посвящённые охране окружающей среды и проблемам экологии, стали привлекать всё больше и больше внимания.

В России

О важности понимания ответственности человека за сохранение окружающей среды говорится и в Основах социальной концепции РПЦ, где отмечается, что в своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Документ подчёркивает целостный характер сотворённого Богом мира:

«Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианской точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он — священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу».

Тем не менее, надо признать, что в целом в нашем обществе внимания проблемам экологии уделяется явно недостаточно.
Многие россияне пока не готовы заниматься сортировкой своего мусора в разные контейнеры
Многие россияне пока не готовы заниматься сортировкой своего мусора в разные контейнеры
Часто разговоры о необходимости охраны окружающей среды вызывают лишь снисходительную усмешку. Те, кто постарше вспоминают добровольно-принудительные членские взносы в Общество охраны природы, которые практиковались ранее. Те, кто помоложе – просто считают, что это проблема только очень преуспевающих стран, а нам пока не до этого.

В отелях Европы и Северной Америки сегодня вы можете увидеть информацию о необходимости беречь природные ресурсы. Жители многих городов принимают активное участие в различных акциях по охране окружающей среды, отказываясь от пользования электричеством в определённые дни или пересаживаясь на велосипеды. В западно-европейских странах уже давно мусор принято сортировать, что существенно способствует улучшению экологической ситуации.

К сожалению, глядя на груды мусора на улицах наших городов, в окрестных лесах и парках, с трудом верится, что практика внимательного отношения в том числе и к собственному мусору, который надо отсортировывать в разные контейнеры, сможет у нас скоро прижиться.

В церкви также иногда можно встретить неоднозначное отношение к этому вопросу, так как некоторые верующие считают, что христианам не следует тратить силы и время на спасение погибающей природы. Кто-то и вовсе полагает, что подобные заботы только отвлекают и церковь, и верующих от того, чем действительно следует заниматься.

Любовь к Богу проявляется и в отношении к тому, что Он подарил нам. Любовь к людям (в том числе к тем, кто будет жить после нас) означает и то, сумеем ли мы подарить им радость общения с природой, услышать пение птиц в ближайшем лесу или насладится рыбалкой в речке, протекающей неподалёку.
Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах

Опровергает ли эволюция "аргумент от замысла"?
  Следующие 20 >>