анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Артём и Навуходоносор (из цикла "Приходские заметки")

Михаил Куракин, Мурманск

У Артёма была хорошая память на библейские цитаты, но слабая - на древневавилонские имена
У Артёма была хорошая память на библейские цитаты, но слабая - на древневавилонские имена
Нельзя сказать, что Артём не любил уроки по Ветхому Завету, но давались они ему с трудом. Если стихи, которые им часто задавали выучить, он запоминал быстро, то вот с именами всегда были проблемы. С цифрами он тоже иногда путался. Вот и сейчас он очень боялся, что Вера Павловна завтра спросит его.

В прошлый раз она рассказывала, как злой царь Навуходоносор захватил народ Божий в плен. Саму историю Артём помнил на зубок и даже на удивление легко запомнил цифру девять – Навуходоносор со своим войском пошёл захватывать Иерусалим в девятый год своего царствования. Это было сделать как раз несложно, так как у самого Артёмки день рождения был девятого числа. А вот выговорить правильно имя этого злого Навуходоносора, он никак не мог. Целую неделю он пытался повторять его, но всё время получался то Наводоносор, то Нахудавасонор, то ещё чего-то и вовсе смешное.

«Воскреску» Артём любил, но вот учительницу Веру Павловну почему-то побаивался. Да и не он один. Даже многие мужчины в церкви старались лишний раз не возражать ей. Своё служение она воспринимала очень серьёзно и подходила к нему со всей ответственностью, как и ко всему тому, чем ей приходилось заниматься в жизни. Вера Павловна была человеком, как сама любила говорить, «старой закалки». Всю свою жизнь (и даже задолго до того, как пришла в церковь) она слыла женщиной серьёзной и очень дисциплинированной. Спуску никому не давала, впрочем, как и себе. То ли поэтому, то ли ещё по какой иной причине, работники предприятия, где она раньше работала, старались иметь с ней хорошие отношения, вне зависимости от того были они её начальниками или подчинёнными.

В воскресной школе дисциплина тоже во многом держалась именно на ней. Более всего она любила выпускные мероприятия, когда были особенно заметны плоды служения. Это всегда вдохновляло её. На «входе» в воскресную школу родители приводили совершенно разных детей – кто-то был шустрый и беспокойный, кто-то задиристый, кто-то напротив очень спокойный. И вот в процессе учёбы вся эта разношёрстная детвора постепенно принимала достойный вид, то есть все становились одинаково серьёзные и выглядели уже как один коллектив, становились даже в чём-то похожими друг на друга. Вера Павловна видела в этом и свою, пусть малую, но всё-таки заслугу.

Артём, конечно, любил изучать Библию, но вот больше всего он всегда ждал конца урока, когда приходила помощница Веры Павловны - Ольга Ивановна. Это была совсем ещё молодая девушка, и с ней дети обычно играли. Иногда это было прямо в классе, а иногда они выходили во двор. Жаль только, что эти игры были такими короткими.

Когда бабушка привела Артёма в «воскреску» в первый раз, он почувствовал себя уютно именно благодаря Ольге Ивановне. Та часть урока, которую проводила она, была посвящена играм. Иногда эти игры проходили прямо в классе, а когда погода была хорошая, они играли на улице. Поначалу Артём очень стеснялся. Да ещё бы, ведь был он не только самый младший в классе, но и по росту - самый маленьким. Но вся робость ушла после первых игр, которые проводила с ними Ольга Ивановна.

Вера Павловна считала, что, не смотря на то, что игры не должны отнимать много времени от урока, убирать их вовсе всё-таки нельзя.

Именно с Ольгой Ивановной Артём помолился впервые. Помолился, как он сам это называл, «по-честному». Конечно, он и раньше молился. Сколько он себя помнил, бабушка всегда молилась с ним на ночь. Но именно тогда, в самый первый день своего пребывания в воскресной школе, он сложил ладони вместе и помолился сам.

Артём понимал, что это неправильно, но с этого дня он иногда молился «просто так», а иногда – «по-честному». Причём, когда «по-честному», он всегда именно так складывал руки, как тогда «в воскреске». А когда «просто так», то этого никогда не делал. Это был словно какой-то особый секрет, его маленькая тайна. Почему-то когда они молились с Верой Павловной перед началом урока, у него никак не получалось «по-честному» и Артём, словно солдат, вытягивал руки по швам.

Вера Павловна любила повторять, что её призвание – «стоять в проломе» за чистоту детских душ. Она предупреждала и пастора, и родителей, что не позволит привнести «мирское» в важнейшее духовное дело – воспитание. По её мнению, почти все христианские церкви вокруг отошли от чистоты учения и более всего это сказывается на детях. А началось всё, как она считала, с малого. Достаточно дать только маленькую слабинку, позволить превратить изучение Библии в какую-то игру и в классе возникнет то, что она называла «вавилоном». Авторитет учителя будет поставлен под сомнение, вместо благоговейной тишины – будет суета и шум, а дети будут ничем не отличаться от детей «из мира».

В церкви иногда предпринимались робкие попытки внести некоторые изменения в работу воскресной школы, так как не всем была по душе та строгая атмосфера, которая царила там. Однажды, в связи с этим, Веру Павловну после богослужения даже пригласил к себе для разговора пастор. Желая начать издалека, он похвалил её за усердие. Он отметил, как высоко ценит её самоотдачу в служении, которое она избрала для себя. Однако Вера Павловна сразу же возразила, что она ничего для себя не избирала и что это Бог поставил её на это ответственное служение. И тут же пожаловалось, что, к сожалению, мало видит перспективных братьев и сестёр, которые могли бы также самоотверженно включиться в служение, и предложила молиться о появлении таковых.

Продолжая разговор, пастор осторожно заметил, что многие считают, что, возможно, можно как-то разнообразить уроки, а то дети и так сейчас очень устают от перегрузок. Но не успел он это договорить, как Вера Павловна строго спросила:

- Какие дети? Кто конкретно устаёт? Впрочем, я кажется, догадываюсь откуда ветер дует!
- Что вы! Это я сказал лишь, так сказать, в общем. Никто конкретно мне не жаловался. Мы очень ценим ваше служение. Большое спасибо за то, что так посвящены этому служению…
- Я знаю, что кое-кому, возможно, не по душе библейские позиции…

Потом она говорила что-то про узкий путь, про мерзость запустения, твёрдость в вере, которую надо прививать с детства. Когда же они попрощались, пастор почувствовал, что говорил не то и не так, как бы хотел. Такое чувство часто возникало у него после разговора с ней.

«На-ву-хо-до-но-сор», На-ву-хо-до-но-сор», - твердил про себя Артём, ложась спать. У него уже получалось неплохо. «Только бы не позабыть как зовут этого царя до завтра».

Они уже вообще-то помолились перед сном с бабушкой, но ему захотелось ещё. Он встал, сложил руки вместе и коротко помолился за воскреску, за Ольгу Ивановну, а потом, немного подумав, и за Веру Павловну. Потом он уснул.

Ему снился злой царь из Вавилона, бабушка, которая была почему-то в воинских доспехах, Серёжка из соседнего подъезда. Потом бабушка разбудила его и они пошли в церковь. Потом был урок в воскреске, потом они играли. Словом, всё как всегда. А через месяц воскресную школу ожидали большие изменения, но это уже совсем другая история.

Другие рассказы из цикла «Приходские заметки»:

Стихи и проза

Два Ивана

Муки творчества


 
 
Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Пасхальные чтения. Амброз Бирс – по ту сторону жизни

Пасхальные чтения. Библия Просвещения

Испытания Клайва Льюиса

Почему Мессия еще не покончил с войнами?

Простыми словами

Новая жизнь палача

Религия - причина нетерпимости?

Могут ли обрести спасение добродетельные нехристиане?

Учит ли Библия жестокостям?
  следующие 20 >>