анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
«Я не вру, я выдумываю!»

Сергей Худиев, Москва

В фильме
В фильме "Ангелы и демоны" церковники предстают в крайне неприглядном свете
На днях я посмотрел фильм "Ангелы и демоны", созданный по роману Дэна Брауна, рекламными афишами которого была завешана вся Москва. Книгу я дочитать не смог — попросту скучно. Но картинку воспринимать легче, и фильм я досмотрел до конца.

Пожалуй, это стоило сделать, чтобы ознакомиться с тем, как массовая культура формирует антихристианские мифы — мифы, которые при всей своей смехотворности начинают восприниматься как нечто "всем известное".

Как же это происходит? Сюжет закручивается вокруг того, что Церковь, как сообщает автор, с давних пор имела привычку казнить ученых. Причём делала это с изощренной жестокостью. Ученые молчали, ученые терпели. Но в конце-концов, их долготерпению пришёл конец. Они организовали тайное братство иллюминатов и долго (до наших дней) думали, как бы им отомстить коварным церковникам.

Наконец такой случай представился — иллюминаты похитили немного антиматерии из научного центра — достаточно, чтобы взорвать град Ватикан. Дальше герои в стандартном наборе - специалист по тайным обществам и обязательная длинноногая девица, спортсменка, хотя, увы, и не комсомолка — пытаются сорвать зловещие планы иллюминатов.

Откровения профессора Лэнгдона

По ходу развития сюжета профессор Роберт Лэнгдон, главный герой, сообщает о таком событии как "Великая кастрация". Мол, некий морально озабоченный папаша собственноручно поотбивал гениталии у обнаженных статуй. ("Вы антикатолик?" - спрашивают Лэнгдона. "Нет, я антивандал!" - отвечает тот.) Также он сообщает о La Purga - событии, якобы имевшем место в 1668 году. Тогда церковники похитили четырех ученых, выжгли им на груди кресты, чтобы очистить их от грехов, и казнили, чтобы неповадно было силам прогресса и науки ставить под вопрос учение Церкви.

Ничего подобного, конечно, не происходило в действительности. Вообще, конфликт науки и религии в хрестоматийном деле Галилея проистек значительно мягче, чем конфликт науки и атеизма в деле Вавилова. Но множество людей будут уверены, что и "Великая кастрация", и "Ла Пурга" - исторические факты.

Дело в том, что мы по умолчанию воспринимаем художественный сюжет как вымысел, происходящий в реальных декорациях - то, чего не было, но при имеющихся данных могло бы быть.

Если часть декораций при этом подаются как реальные - дело происходит не в фантазийном королевстве голливудского Камелота, а в реальном Риме - мы по умолчанию склонны воспринимать все декорации как реальные. Если в фильме некие исторические факты упоминаются как имевшие место, зритель их так по умолчанию и воспринимает.

Например, тезис предыдущего фильма по Дэну Брауну, "Кода да Винчи", что Христа обожествил император Константин в 4 веке нашей эры, уже (при всей его исторической фантастичности) проложил дорогу в сознание масс — его упоминают на интернет-форумах, как нечто, неподлежащее сомнению.

Буйство художественного вымысла

Если человек не интересуется предметом специально, его знания о нем формируются из упоминаний, с которыми он сталкивался по ходу других сюжетов. Лэнгдон, напоминая церковникам о La Purga, говорит: "Как, и вы не знаете собственной истории?!". Ну как же, любой школьник знает, Константин обожествил Иисуса, La Purga, "Великая Кастрация", вражда Церкви и науки...

При этом пропагандист, когда ему прямо укажут на его ложь, может посмотреть на вас, как кроткий страдалец от мракобесия и нетерпимости и сказать: "Я не вру, я выдумываю!" Художественный же вымысел, свобода художника, что вы прицепились-то?

Собственно художественный вымысел тоже "на высоте" - кардиналы единодушно и долго отказываются эвакуировать людей с площади перед собором св. Петра в Риме, когда там вот-вот взорвется емкость с антиматерией, и все погибнут. И вообще, они проявляют полное пренебрежение к человеческим жизням.

Человек, не осиливший фильм до конца, может сказать, что противники церковников - иллюминаты - тоже порядочные злодеи. Убивают ученого, который, собственно, и создал этот образец антиматерии, кардиналов ритуально умерщвляют всякими садистскими способами, карабинеров при исполнении стреляют почем зря, Папу убили, собираются поднять на воздух пол-Рима.

Но, как известно, шила в мешке не утаишь. В конце-концов выясняется, что все эти безобразия организовал некий священник, чтобы кардиналы от испуга поставили его Папой! Однако, движет им не честолюбие как таковое, а мрачный религиозный фанатизм - он опять хочет противостать науке и прогрессу. Когда его разоблачают, он обливает себя лампадным маслом и сжигает, раскинув руки крестом и крича: "Отче, в руки твои предаю дух мой!" (слова Христа из Евангелия).

Happy end?

В конце фильма новоизбранный Папа Лука говорит что-то примирительное, но Лэнгдон на него смотрит внимательно - мол, знаем мы вас, церковников, вам бы всё ла пурги учинять. С точки зрения истории (как, кстати и с точки зрения физики) все, что показано в фильме - полная чушь, но для множества зрителей это самой собой разумеющиеся факты.

Христианству противостоит не разум, не наука, не просвещение — христианству противостоят нелепые мифы. Что же до противостояния науки и веры — в том самом центре ядерный исследований CERN, который фигурирует в фильме (такой центр реально существует), в качестве одного из ведущих научных сотрудников работает православный священник Андрей Остапчук, физик-ядерщик, профессор Аахенского университета и настоятель прихода во имя великомученика Пантелеимона в Кельне. Такова реальность и она не имеет ничего общего с антихристианскими мифами.
Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах
  Следующие 20 >>