анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Об эксперименте по изучению основ религиозной культуры в школе

Со следующего года в 18-ти регионах России будет проходить эксперимент по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах. Эта инициатива, как и ожидалось, вызвала сильный резонанс в обществе. Высказываются разные точки зрения – от очень оптимистичных ожиданий до совершенного неприятия подобно практики. Тема эта интересная и неоднозначная, поэтому, мы публикуем три разных точки зрения и предлагаем читателям присоединиться к обсуждению этого вопроса.

"Имя Христово зазвучит в школах!" - Сергей Худиев, православный публицист, Москва

На днях Президент России Дмитрий Медведев предложил начать преподавание в школе основ религиозной культуры. Родителям будет предложен выбор из трех вариантов. Это может быть изучение какой-то конкретной религии, из четырех (православия, ислама, иудаизма и буддизма). Можно будет выбрать изучение истории всех четырех религий. А те дети, чьи родители не пожелают иметь с религией вообще ничего общего, смогут изучать основы этического поведения.

Сначала экспериментальное преподавание начнется в 18 российских регионах, а с 2012 года преподавание станет обязательным для всей страны. Это решение назревало уже довольно давно, и, в основном, оно встретило благожелательное отношение. Причины этого понятны. Люди понимают, что они не могут жить в безнравственном обществе, а наше общество все более безнравственно.

Никаких же других средств морального восстановления, кроме религии, не существует. Атеист, несомненно, может быть порядочным человеком и законопослушным гражданином, но для того, чтобы сделать человека непорядочного — порядочным, пьяницу — трезвенником, преступника — мирным и честным соседом, нужна вера.

Религиозное образование существует в большинстве европейских стран — что не мешает им быть светскими, демократическими, многонациональными и многоконфессиональными. Несомненно, такое большое и (после долгих десятилетий атеизма) новое дело потребует больших усилий, будут совершаться ошибки, которые надо будет исправлять, но в целом религиозное образование необходимо.

Конечно, люди воинственно-атеистических убеждений встретили решение Президента в штыки, но это неудивительно. Хочется сказать несколько слов тем, кто испытает определенную настороженность вовсе не из-за враждебности к вере, а из-за принадлежности к религиозным меньшинствам, которые не входят в четыре упомянутые традиционные религии. Можно смотреть в будущее с опаской и видеть в усилении православной церкви угрозу, можно быть настроенным негативно и обращать внимание преимущественно на то, что вызывает несогласие. Но можно обратить внимание и на другое — множество людей узнают имя Христово, откроют Священное Писание, узнают о молитве и покаянии.

Да, в православной среде есть люди, более заинтересованные в нападках на «сектантов», чем в проповеди Слова Божия, как и среди протестантов есть люди, которые посвящают больше времени обличению православных, чем свидетельству о Христе. Однако необходимость рассказывать о вере неверующим или маловерующим вряд ли привлечет таких людей — да, и, как правило, им нечего сказать. На первый план выйдет именно Слово Божие — о чем всем нам стоит искренне порадоваться.



"Это опасный эксперимент," - Лев Гринфельд, пастор баптистской церкви, Санкт-Петербург

Интересы государства в этом эксперименте определены достаточно четко: «Мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан». Цель благородная, и вряд ли найдется значительная часть людей решающихся ее оспорить (разве что понятие «терпимость» не для всех является положительным).

Можно было бы только радоваться этому, но мой личный опыт общения с религией и верой не позволяет согласиться с таким «инструментальным» подходом, когда эта область жизни становится СРЕДСТВОМ достижения чего-либо.

Я пришел в церковь потому что искал, а в вере нашел ответы на вопросы, которые мучили меня изнутри. Вера стала для меня самодостаточной ЦЕННОСТЬЮ. Уже позже я понял, как вера повлияла и на мою культуру и нравственность. Вера определяет, какие цели человек ставит перед собой, и, как РЕЗУЛЬТАТ, измененные люди влияют на все общество и государство.

Здесь же все перевернуто. Цели определены (государством), потом выбраны инструменты («религиозная культура»). А если инструмент не понравится? Его стоит заменить? Или подправить и объяснить во что мы теперь должны верить?

Более того, целью этих занятий не является личная встреча учеников с Высшим, а формирование из них «граждан». Преподаватели будут ставить оценки ЗА ЗНАНИЕ. Ведь личную веру оценить невозможно! Не превратится ли для ученика и вся последующая религиозная жизнь в фарисейское выучивание правил? Что такое «религиозная культура» без личной веры?

Непонятно также, почему, при таком прагматичном подходе, забывается и об обратной стороне вопроса: существующая школьная система часто отбивает интерес к тому, что изучается. То есть мы имеем вполне реальную возможность получить к 11-му классу учеников, радующихся тому, что теперь, в институте их уже не будут заставлять «учить религию». Достаточно вспомнить что в двадцатые годы церкви рушили как раз те, кому «вдалбливали» Закон Божий в дореволюционной России.

Да, сейчас говорится об «эксперименте», но, как и в любом эксперименте, хотелось бы четко заранее определить: что мы хотим выяснить, и каковы критерии оценки. Что мы узнаем через предложенные два года? Удалось ли найти деньги, чтобы расширить штатное расписание местных школ? Выдерживают ли ученики еще один предмет в программе? Настоящие результаты такого эксперимента на детях будут видны лет через десять. Не потеряют ли эти дети веру? Действительно ли они станут лучшими гражданами? Вопросов много, ошибиться страшно...



"Идея неплохая, а что получится – покажет время," - Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Я не могу согласиться ни с теми, кто считает, что подобная практика недопустима в светском государстве, ни с теми, кто полагает, что введение подобных дисциплин способно существенно изменить ситуацию в нашем обществе.

Безусловно, ничего страшного в преподавании в школах основ религиозной культуры нет. Это довольно распространённая практика, например, в ряде европейских стран. Тем более, что у родителей и учеников будет выбор. Они смогут изучать основы одной из четырёх конфессий, которые обозначены, как традиционные для России (православие, ислам, иудаизм и буддизм). Можно будет и изучать историю всех этих четырёх направлений вместе. Кроме того, для тех, кого не устраивает ни первый, ни второй варианты, будет возможность изучать основы светской этики.

В то же время, несколько настораживает то, как это будет выглядеть? К сожалению, в нашей стране нет традиции толерантного отношения к инакомыслию вообще и к религиозному инакомыслию в частности. В связи с этим я не очень уверен, что удастся найти достаточно учителей, которые смогли бы с одной стороны интересно преподать предмет, а в другой – очень уважительно отнестись и к тем, кто имеет отличные от вышеперечисленной четвёрки конфессий религиозные взгляды.

Не совсем понятна пока и то, что понимается под светскостью педагогов? Понятно, что это будут не священнослужители, но как быть с их конфессиональной принадлежностью? Не получится ли так, что гласно (или негласно) этот предмет смогут вести только либо атеисты, либо приверженцы лишь этих четырёх упомянутых конфессий? Смогут ли, например, учителя, исповедующие католицизм, баптизм, лютеранство и т.д. вести этот курс?

Именно преподавание общественных дисциплин всегда было серьёзной проблемой и в наших школах, и в ВУЗах. Думаю, что те, кто застал уроки по этике семейной жизни в школе или философию в ВУЗе со мною согласятся. Таким образом, я не против подобного эксперимента в принципе, но опасаюсь, что подобная инициатива без очень хорошо подготовленных учителей на местах может переродится либо в нудное и скучное морализаторство, либо в провозглашение превосходства одной деноминации над другой, что, разумеется недопустимо.

Впрочем, отмечу мудрость, которая позволила не вводить повсеместно подобную практику, а ограничится пока экспериментом в ряде регионов. Буду искренне рад, если этот эксперимент будет успешным, хотя опасения есть и их немало.

 [1][2]
Петр (Москва)20.5.2010
Я только за! не надо догматизировать, но и допускать сионизм\фундаментализм в России негоже
Sheila Eizensharf (Riga, Latvia :-))6.10.2009
a po4emu osnovi religii- objazatelno xristianskoj? :-) v Rige estj neskolko shkol, gde iz 20 detej 8 ili daze 11- evreji. Po4emu oni dolzni umetj molitsa po xristianskim kanonam? v obi4nix shkolax dolzna bitj predostavlena svoboda vibora, kak molitsa i kakuy religiy ispovedovatj- xotj buddizm, xotj islam, xotj baptizm. Tolko eto dolzen vibiratj SAM u4enik, a ne roditeli ili zau4. nu, eto tolko mojo mnenie :-)
бунгур11.9.2009
Всё понятно. Тема другая.
Михаилу:
Любить можно всех, но врагов Божьих - грех.
kBogu.ru8.9.2009
Уважаемые друзья!

Редакция решила удалить некоторые комментарии, представлявшие собой откровенный оффтопик. Мы надеемся на понимание со стороны всех участников дискуссии. Из уважения к написавшим мы оставили краткие мнения всех сторон. Однако просим к этой теме не возращаться.

Наш сайт приветствует открытые диспуты, но они должны соответствовать заявленной тематике. В данном случае речь идёт о преподавании основ религиозной культуры в общественных школах.
Михаил2.9.2009
Бунгур, я понял вашу точку зрения, но на мой взгляд всегда лучше начинать с себя, задавая себе вопрос - а действительно ли я люблю или хотя бы уважаю тех, кто отличается от меня?
бунгур - Михаилу30.8.2009
Мне кажется, ни в одной стране не изучают в школе другие религии кроме своей, традиционной.
Почему в России должны изучать иудаизм или буддизм вместо родного православия???
Толерантность, в современном понимании, до добра не доведёт.
Михаил25.8.2009
Станиславу, поправлю только вас, что речь идёт не об изучении какой-либо религии, а о изучении основ религиозной культуры или светской этики. И действительно соглашусь с вами, что если учащиеся и их родители хотят изучать основы светской этики, остновы религиозной культуры и т.д., то почему бы нет, если это будет действительно хорошо проработнный предмет, где прививаетс уважение в том числе к различным точкам зрения.
Станислав (Нижний Новгород)25.8.2009
Однозначно за преподавание в русских школах основ православия. Почему нет, если этого хотят учащиеся, их родители? Насильно никого загонять не будут. Противодействие этому благому делу рассматриваю как проявление русофобии и нарушение прав человека в отношении моих и моих соотечественников с православными корнями и национальным самосознанием!
Михаил (Петербург)20.8.2009
Не соглашусь ни с Бунгуром, ни с Израильтянином. Ни в России, ни в Израиле не убивают за то, что человек говорит на японском, русском, арабском, еврейском и т.д. Другое дело, что в любой стране могут быть экстремисты, которыми движет лишь злость и ксенофобия. Таких можно, к сожалению, встретить всюду и от них можно ожидать чего угодно.
Израильтянин20.8.2009
Утверждение, что в Израиле, якобы, можут избить или убить за русскую речь, - это ложь. Бунгур, видимо, перепутал Израиль с Россией, где избивают и убивают за нерусскую речь.
бунгур-Павлу13.8.2009
Согласен с вами!
Павел (Самара)13.8.2009
Еще я считаю что должен проходить обзор всех религий в совокупности на основе Библии как Слова Божьего, а не по выбору ученика. Дело в том, что даже многие взрослые порой об этом ничего не знают. А что говорить о детях. Учение со стороны мнения православия я считаю здесь будет неуместно. Т.к. православие государственная религия, то ей может быть отдано предпочтение, а в данном вопросе это будет не уместно. Здесь нужно делать упор только на Слово Божье во всей Его полноте.
Павел (Самара)13.8.2009
С одной стороны этот эксперимент хороший.
С другой стороны есть большой вопрос: Кто будет проводить эти занятия?
На преподавателей учатся в институтах.
А эти занятия будут ли проводить искренне верующие люди с высшим духовным Образованием. Как будет проходить отбор преподавателей для этого эксперимента. По каким критерия?
бунгур11.8.2009
Сергею
А, например в Израиле не любят христиан и даже на бытовом уровне могут избить или даже убить за русскую речь! Примеры не единичны! И никто из раввинов никогда не осудил местных расистов. Они ВСЕГДА правы.
Дмитрий (Казань)10.8.2009
Не мыслимо и не допустимо вводить в школы некий духовный фаст-фуд а то что это будет именно этим зная нашу страну сомневаться не приходиться.
У нас только в светлых умах наших руководителей всё всегда хорошо а на практике получается что хотели как лучше а получилось как обычно. Чего только эксперимент с ЕГ стоит ! Опять таки где критерии по преподованию ? Хоть кто нибудь методички видел ? А родителей спросили ?
Михаил4.8.2009
Не уверен, что Сергей прав. Свидетели Иеговы чаще всё-таки относятся к религиозным организациям. Но, если вам не нравится эта организация, то можно взять любую другую, например, мормонов.
Сергей-Бунгуру4.8.2009
Вот и я про тоже... РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ,РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТРАНА,ВСЕМ НЕ ПРАВОСЛАВНЫМ В РОССИИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО... Вот на лицо разжигание национальной и религиозной неприязни. Как можно в таком обществе давать предпочтение какой либо группе людей на государственном уровне!?
Сергей- Христианину (Пермь)4.8.2009
Ну к сожалению свобода есть свобода... Вот и доказывайте чья рерилгия вменяема и адекватна( для меня это не вопрос-христианство). Это во-первых, а во-вторых, я говорил о РЕЛИГИЯХ! Таже Сторожевая Башня в большинстве стран мира не считается религией, а коммерческой организацией...
Matigor (Питер)30.7.2009
Считаю, правильным, если дети узнают об основах религиозной культуры с усвоением школьных знаний.
Рано или поздно в жизни настают узловые моменты - когда задумываешься о смысле жизни, выборе своего «стержня». Основы религиозных знаний помогут определиться с выбором системы ценностей, пути поиска веры. Это альтернативная возможность познанию жизни по понятиям «законов джунглей», с конечным загнанным итогом.

Важным в таком обучении считаю:

1. Личность. Убежденный личными успехами жизни по вере, харизматичный преподаватель не оставит детей без интереса к предмету. Сухой теолог на данном этапе скорее оттолкнет.

2. Подход. Информацию лучше подавать на «длине волны» восприятия детей. Шестилетней дочери о библии я так рассказывал - есть инструкция к стиральной машине, телевизору, а библия как свод инструкций для жизни человека, проверенных опытом 3-х тысячелетий.

3. Добровольность и уважение выбора. Подлинный качественный интерес придет через количественное накопление знаний. За добровольностью выбора конфессии должно следовать его безусловное признание и последовательное регулярное обучение. Возможно ли такое в России покажет время.
бунгур -Сергею29.7.2009
Совершенно верно, что католики отсекли себя от Апостольской церкви! И вследствие отпадения от Истины, сделались еретиками. Или даже сектантами - ОТСЕКЛИ себя от Христовой церкви. (Секта от слова сечь,отсекать).
 [1][2]
"Нас ради человек…"

Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?
  следующие 20 >>