анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Как преподают религию в немецких школах

Оксана Евдокимова, Бонн

Христианские церкви Германии участвуют в составлении программы религиозного образования и подготовке преподавателей
Христианские церкви Германии участвуют в составлении программы религиозного образования и подготовке преподавателей
Как преподавать религию в обществе, в котором проживают выходцы из разных стран, представители разных культур и конфессий? Этот вопрос в Германии с каждым годом приобретает все большую остроту.

Согласно Основному закону ФРГ, преподавание религии в школах страны гарантировано государством. Но так как Германия - федеративная республика, и вопросы образования находятся в ведении федеральных земель, то религиозное обучение здесь организовано по-разному.

В большинстве федеральных земель немецкие школьники изучают основы той веры, которую они исповедуют. Как правило, выбор ограничивается двумя направлениями - католическим и протестантским, так как жители Германии - преимущественно христиане. Самостоятельно принимать решение о том, основы какой религии они хотят изучать, школьники могут лишь по достижении 14 лет. До этого вопросы религии решают за них родители.

А что же делать детям атеистов или тех, кто не хочет, чтобы их отпрысков обучали Закону Божьему? И что делать школьникам из семей, в которых исповедуют ислам, иудаизм, буддизм или православие? У них есть право отказаться от урока религии, а вместо этого выбрать внеконфессиональный предмет. В Гамбурге, например, это этика, а в Северном Рейне-Вестфалии - философия.

Разделение по религиозному признаку

По мнению ряда экспертов, такая схема преподавания религии, а именно она действует в большинстве школ ФРГ, уже не отвечает демографическим вызовам современного немецкого общества.

Профессор по педагогике Боннского университета Фолькер Ладентин (Volker Ladenthin) в принципе выступает против разделения учеников во время урока религии по признаку их вероисповедания.
Самостоятельно принимать решение о том, какую религию им изучать, немецкие школьники могут лишь по достижении 14 лет
По его мнению, школа не может воспитать в человеке те или иные ценности. "Это миф, с которым нам следует расстаться, - считает Ладентин. - Школа может лишь показать наличие различных ценностей той или иной культуры и помочь учащимся сформировать собственное мнение".

Учиться уважительному отношению друг к другу

В качестве альтернативы нынешней схеме эксперт предлагает модель совместного урока религии или этики, на котором представители разных конфессий могут дискутировать об общих ценностях, учиться терпимому и уважительному отношению друг к другу.

Однако представители христианских церквей настаивают на сохранении существующей модели преподавания религии в немецких школах. Христианская церковь участвует в составлении программы и подготовке учителей. Председатель совета Евангелической церкви Германии епископ Вольфганг Хубер (Wolfgang Huber) не согласен с утверждением, что во время уроков религии создаются религиозные гетто. "Я каждый месяц из года в год слежу за ходом уроков религий в школах, и ничего похожего не наблюдаю", говорит Хубер.

Ислам - "дело тонкое"

Самым сложным вопросом в Германии является проблема преподавания в школе ислама. В ФРГ пока нет единой мусульманской организации, которой власти страны могли бы доверить столь "тонкое дело". На федеральном или земельном уровне политики настаивают на том, чтобы уроки ислама в школах проходили на немецком языке. Но где взять квалифицированных преподавателей и дополнительные финансы?

Власти понимают, что, "передоверяя" религиозное воспитание детей из мусульманских семей исключительно имамам, они не в состоянии осуществлять государственный надзор. Опасность влияния на умы детей радикальных исламистов, которые отвергают демократическое общественное устройство и законы Германии, все-таки есть. Основы ислама преподают пока лишь в некоторых государственных школах страны факультативно или в порядке эксперимента.

Берлинская модель

По-своему решили проблему в Берлине, имеющем статус федеральной земли. В 2006 году местное правительство, или Сенат, в состав которого входят социал-демократы и представители
В отличие от других немецких земель в Берлине школьники изучают Закон Божий лишь на факультативной основе
В отличие от других немецких земель в Берлине школьники изучают Закон Божий лишь на факультативной основе
Левой партии, ввели новый предмет - этику. Он знакомит детей с нравственными ценностями, философией вне привязки к какой-либо одной вере. Посещение этих уроков для школьников обязательно. А вот Закон Божий берлинским школьникам предлагают, наоборот, на факультативной основе.

Бывший коммунист и председатель фракции Левой партии в бундестаге Грегор Гизи поддерживает именно такую модель преподавания нравственных и духовных ценностей детям и подросткам, так как в немецкой столице проживают представители более 200 различных общин. По мнению Гизи, берлинская модель - самая современная в Германии. "На уроке в школе сидит ребенок мусульманина, католика и ребенок из нерелигиозной семьи, - подчеркивает политик. - Они сидят за партой рядом друг с другом и изучают вместе основы разных религий: ислама, буддизма, христианства и иудаизма. Помимо этого, школьники изучают основы философии".

Однако берлинская модель не нравится ни представителям католической и евангелической церквей, ни еврейской общине, ни исламским столичным организациям. В апреле 2009 года они организовали референдум, чтобы включить "религию" в качестве обязательного предмета, но их инициатива потерпела поражение.

DW-World
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>