анонсы статьи
новости
15.4.2024
В Исаакиевском соборе представили резную икону Божией Матери для незрячих

12.4.2024
Научная конференция в Санкт-Петербургском христианском университете

10.4.2024
СПбГУ запустил бакалавриат по «христианской теологии» с бюджетными местами

9.4.2024
Ситуация в Республике Гаити, охваченной бунтами, быстро ухудшается, начинаются погромы церквей

4.4.2024
Церковь в индийском штате Керала требует от властей защиты от слонов и тигров

2.4.2024
Началась регистрация на Всероссийскую конференцию служителей РС ЕХБ в июне 2024-го года

28.3.2024
Британские христиане оправданы после ареста за проповеди о гомосексуализме

26.3.2024
День открытых дверей в СПХУ

26.3.2024
Научная конференция «Актуальные вопросы евангелического (протестантского) вероисповедания»

14.3.2024
В Ливане состоялось освящение храма для русской православной общины
Лестница в небо, или Нотации старого рокера

Игорь Попов, гл. редактор журнала "Христианское слово", Москва

Сегодня на Старом Арбате суетно и многолико, но вместе с тем – неторопливо
Сегодня на Старом Арбате суетно и многолико, но вместе с тем – неторопливо
Я люблю пройтись вечером по центру Москвы. У каждого, кто любит этот город (именно любит, а не просто родился в нем или живет) есть свои любимые места, куда мы убегаем, когда нам нужно побыть наедине с собой.

А я люблю Арбат и старые улочки в центре Москвы. Старый Арбат нельзя назвать «тихой улочкой», хотя… Вы когда-нибудь пробовали зайти в один из переулков, примыкающих к кишащему людьми Арбату? Уверяю вас, вы откроете для себя совершенно иную Москву.

В этот вечер я также свернул с многолюдного Арбата и меня сразу же привлекли звуки живой музыки. На улице играла рок-группа. Мелодия была настолько знакома, что я невольно остановился и прислушался. Солист группы, обращаясь в толпе случайных зрителей, запел…

На холодной земле стоит город большой.
Там горят фонари, и машины гудят.
А над городом ночь, а над ночью луна,
И сегодня луна каплей крови красна.


Я стоял и слушал знакомые песни из репертуара давно уже почившего рок-певца Виктора Цоя и воспоминания внезапно нахлынули на меня. Может быть, это происходит тогда, когда нам переваливает за «тридцатник» и хочется подвести первый итоги, понять что с тобой происходит. И впервые хочется вспоминать, а скорее не вспоминать, а думать о прошлом.

Перемен требуют наши сердца…

Я стал слушать рок, когда мне было 13 лет. Переломный возраст в переломную эпоху. Я жил в то странное время, что сейчас принято называть «горбачевской эпохой». Мое поколение устало от громких лозунгов и уравниловки. Нам было душно среди митингов и первомайских демонстраций. Мы хотели свободы, мы искали свободы, мы рвались на свободу.

И тогда в наш мир ворвались магнитофонные записи людей, которые, как нам казалось тогда, смогли стать свободными. Константин Кинчев, Дмитрий Ревякин, Борис Гребенщиков, Виктор Цой. Они смогли спеть о том, о чем все молчали.

…Мы ведём войну уже семьдесят лет,
Мы считали, что жизнь это бой,
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой…
(Б. Гребенщиков)


Как глоток чистого воздуха мы впитывали каждый аккорд песни. Кто умел (да и кто не умел) подбирали на гитаре незамысловатые мотивы и вместе со словами выкрикивали протест против всего, что нам казалось лицемерным и лживым. Рок был протестом, моим личным протестом. Мы хотели изменить этот мир, и рок был нашей попыткой это сделать.

Советские неформалы отвергали лицемерие и ложь окружавшего их общества
Советские неформалы отвергали лицемерие и ложь окружавшего их общества
Рок научил нас многому. Он научил быть честными. Он учил не лицемерить и идти до конца, чего бы это ни стоило. И еще рок учил нас думать, внимательнее всматриваться в то, что происходит вокруг. И именно благодаря рок-музыке мы стали думать о душе.

Дикий степной восторг, - в снег окрыляешь плечи,
Режешь утесы туч напополам.
Солнцем горит Восток, сокола путь навстречу -
Пора! Небо ждет.
(Д.Ревякин)


Мы искали не просто свободы, мы искали свободы духовной. Многих эти поиски привели в тупик, но именно благодаря этим поискам многие из моего поколения, в конце концов, пришли к Богу и пришли в Церковь. Потом я с удивлением стал узнавать, что к вере к Богу стали приходить наши прошлые «идолы» - Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Дмитрий Ревякин.

Крылья за спиной…

Можно много говорить о том, какими мы стали. Придя в Церковь, мы столкнулись с новой реальность в жизни. Мы продолжали учиться. Мы учились прощать и принимать. Это было сложно для бывших бунтарей. Это вообще очень сложно, прощать.

Но Бог реально менял людей, прошедших сложный жизненный путь. Многие прошли через алкогольную и наркотическую зависимость, пытаясь убежать от этого мира, прорваться в иную реальность. Иную же реальность нам подарила вера в Бога.

Сегодня многие стали служителями. Пожалуй, нам легче понять молодых ребят, приходящих на молодежные общения и задающих сложные вопросы. Совсем недавно им было трудно найти свое место в Церкви и быть принятыми. В своих рваных джинсах и кожаных куртках они были белыми воронами. Сначала их пытались переодеть, как когда-то пытались переодеть нас. И они стали бороться за себя, как боролись и мы. Людям вообще свойственно бороться с внешним, не обращая внимание на душу.

Мы поняли главное в своей жизни – без Бога все наши изменения бессмысленны. Именно поэтому я рад очередному длинноволосому парню, заглянувшему к нам на встречу малой группы при церкви.

Я знаю, что его внешний эпатаж лишь защитная реакция уставшей от постоянного насилия души. А вдруг и здесь меня начнут учить жить и указывать, что мне делать, вместо того, чтобы просто выслушать и понять? Мы все нуждаемся в принятии и понимании.

Я люблю неформалов просто потому, что сам когда-то был таким. И, если честно, мне легче с такими ребятами. С ними не нужно притворяться, искать особые доводы. С ними просто нужно быть честными. С ним нужно поделиться тем, что открыл для тебя, лично для тебя, твой Бог. Как это просто и как сложно быть честным. Наверное, так же просто, как ощутить крылья за спиной…
О Дальнем Востоке, Евангелии и фазанах

Как я смогу радоваться в раю, если мои близкие окажутся в аду?

Мокрый храм

Является ли концепция прав человека христианской?

Добродетель незлобия

Почему мы не верим Грабовому и верим Апостолам?

Гедонисты, гностики и христиане — три разных взгляда на сексуальность

Бах остается Бахом

От необитаемого острова до космоса. Лучшие и необычные романы о миссионерстве

Евангелие остаётся истинным

Архитектура чуда. О романе Нади Алексеевой «Полунощница»

Почему христиане не полагаются на чудесную доставку?

О знамениях с неба

Почему Бог не сделает как я хочу?

Божий мир выглядит по-другому

Иллюзия справедливого мира

О разнице между загадкой и тайной

Еще раз о евангельских «противоречиях»

Необъективность неверия

«Какой из Рождественских праздников, которые были в вашей жизни запомнился вам больше всего?» С Таким вопросом мы обратились к нашим слушателям и читателям. Некоторые ответы публикуем.
  Следующие 20 >>