анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Плоды просвещения

Сергей Худиев, Москва

Марина Цвигун, она же Виктория Преображенская, она же
Марина Цвигун, она же Виктория Преображенская, она же "Матерь Мира Мария ДЭВИ Христос"
Те, кто жил в Москве в 90-тые годы помнят развешанные повсюду плакатики с изображением молодой женщины, завернутой в простыню и поднявшей руку то ли в царском, то ли благословляющем, как на иконе, жестом. На подписи к плакатику значилось: "Матерь Мира Мария ДЭВИ Христос".

Множество молодых людей и девушек (почему-то культ привлекал почти исключительно молодежь) проповедовали учение своей богини о скором конце света, после которого преданные члены культа (и только они) войдут в рай.

Развязка наступила, когда Мария Деви (по паспорту Марина Цвигун) собрала тысячи адептов со всей России и Украины на площади Софийского Собора в Киеве, и с группой последователей захватила собор.

Пока верные культисты распевали сочиненные ей песнопения, она со своим супругом Юрием Кривоноговым (с которым она позже развелась и которого предала проклятию) залезла с ногами на алтарь и готовилась в финальному акту драмы — не очень ясно, каким он должен был быть, то ли массовое самоубийство поклонников, то ли смерть самой Дэви. Киевская милиция, однако, сорвала конец света, культисты были разогнаны, а лидеры попали под суд.

Суд приговорил Марину Цвигун к четырем годам лишения свободы в ИТК общего режима. Адепты, которых разыскивали сгоравшие от беспокойства родители, по большей части разошлись по домам, многим из них понадобилась специализированная психиатрическая помощь. Эту историю можно было бы счесть делом прошлым, эпизодом того беспокойного времени, но, как выяснилось, в наше время она нашла продолжение.

Старые видеозаписи "богини" оставляют впечатление такого тяжкого безумия, что, кажется, бедная женщина навеки обречена на жизнь в мире своих фантазий.

Однако это впечатление оказалось ошибочным; Марина Цвигун выказала весьма практический ум и серьезную деловую хватку. Теперь у нее новое имя — Виктория Преображенская, и продолжает она в том же оккультно-космическом духе, причем с немалым успехом. Она открыла театр в Москве, устраивает выставки, правда, понизила притязания с богини до скромной почитательницы египетского бога Ра, и "основательницы Космического Полиискусства Третьего Тысячелетия", приоткрывающей "сакральные знания".

Довольно известные художники расточают похвалы в ее адрес, а Рен-ТВ показывает "документальный" фильм про тайны египетских пирамид с ее участием. Как такое возможно? Каким образом оккультно-космические фантазии оказываются настолько востребованным товаром, что даже бизнес человека с такой репутацией не прогорает?

Психологи и религиоведы могут искать ответы на эти вопросы. Наверное, тут мы имеем дело с целым рядом факторов, но мне хотелось бы обратить внимание на один из них.

Этот фактор — искусственное разделение веры и разума, порожденное атеистической мифологией, когда перед человеком ставился выбор между "духовным" и "рациональным", причем от него ожидалось, что он сделает выбор в пользу "рационального".

Религия рассматривалась как область "невежества и отсталости", набор суеверий, которых не может придерживаться ни один образованный, рационально мыслящий человек. Эта атеистическая мифология провозглашалась (и провозглашается) с большим апломбом, как нечто давно всем известное и само собой разумеющееся, и люди, осознанно или нет, подпадали и подпадают под ее влияние.

Конечно, если мы задумаемся над тем, насколько эта мифология истинна, и обратимся к истории мысли и, особенно, истории науки, то обнаружим, что она не имеет ничего общего с реальностью. Именно христианство, даже уже, Церковь как институт, сформировала европейскую традицию критического мышления, восходящую к заповеди апостола "не всякому духу верьте", именно теистическая вера в упорядоченность мира и породила современную науку.

Но люди, увы, не склонны задумываться о том, насколько обоснованны популярные мифы — они просто живут среди этих мифов. И популярность оккультно-космических фантазий — один из результатов противопоставления "веры" и "разума".

Если уж рациональное, критическое мышление требует отказаться от веры в реальность духовного мира, от человеческого переживания чуда и тайны, то тогда долой рациональное мышление. Люди принимают атеистический тезис, что духовная жизнь противна разуму и логике, но отвергают не духовность (как атеисты) а разум и логику.

Что же делать? Просто вернуться к христианской традиции критического мышления. Благодать не помрачает естественные (в частности, интеллектуальные) способности, а, напротив, просветляет их. Притязания лжепророков (и лжеучителей) могут быть рассмотрены с точки зрения разума и отвергнуты. Истинная вера разумна. Если вы забываете об этом, то рискуете оказаться адептом "сакральных знаний".
Учит ли христианство презирать эту жизнь?

Чему нас учит Сретение Господне?

Короткие размышления к Международному дню радио

О христианском радио

"Смотри, чтобы не надмилось сердце твое"

Я и радио – краткая история болезни

Ибо всякая плоть - как трава

Рождество среди тревоги и скорби

Приоткрыть дверь в Рождество

Рождество Христово

Рождественская лестница. Поклонение волхвов

Менеджмент vs душепопечение?

Рождественская лестница. Каким мы видим Христа?

Почему христианство такое закрытое?

Утешение больной совести

Рождественская лестница. Каждый день к Рождеству

Преподобный Максим Исповедник и споры о погибели

Бог и первый контакт

Трудные вопросы и современный мир

Об идеологической ностальгии
  Следующие 20 >>