анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
О пожаре и наводнениии - комментарий к “письму академиков”

Сергей Худиев, православный публицист

Выступление некоторых представителей академического мира против Церкви особенно печалит меня потому, что Церковь и академическая наука - естественные союзники. В борьбе за человеческий разум мы находимся по одну сторону баррикад. Мы - ученые и верующие (а эти общности пересекаются) живем в ситуации, когда наибольшим влиянием на людей пользуется не наука и не христианская вера, а паранаука и оккультизм.

Странно говорить о клерикальном засилии, когда в самое смотрибельное время по телевизору показывают отнюдь не проповеди (и не научно-популярные передачи), а какую-нибудь "потомственную колдунью госпожу Анну" ради маскировки обложившуюся свечами и иконами, межконтинентальных африканских колдунов, из своей деревни снимающих сглаз и порчу у москвички.

Церковь считает оккультизм мерзостью и наблюдаемое положение дел это совсем не клерикальное засилье. Это засилье чего-то совсем другого. Жаловаться тут на клерикализм - это все равно, что бегать с криками "пожар" во время наводнения.

Люди по природе религиозны и в радиоактивной пустыне, оставленной десятилетиями "научного атеизма", пробивается больная и уродливая поросль оккультизма и самых дремучих форм язычества, одинаково чуждых и враждебных и науке, и христианской вере. Что же касается собственно науки и веры, то они не чужды и не враждебны друг другу.

Я не буду перечислять здесь имена выдающихся ученых, которые были глубоко верующими христианами, я уверен, что "зоны ответственности" науки и веры просто не пересекаются и у нас нет «спорных территорий», за которые нам надлежало бы сражаться. Недоразумения возникают там, где ученые пытаются отвечать на вопросы, на которые наука отвечать не компетентна, а верующие пытаются использовать Писание как источник естественнонаучных знаний, для чего Писание никогда не предназначалось.

Эти недоразумения могут быть разрешены в ходе благожелательного диалога, но этому есть некоторые препятствия. Одно из них - следование идеологическим мифам, коренящимся еще в советской пропаганде.

Например, в письме говорится: «А на каком основании, спрашивается, теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой».

Боюсь, здесь мы имеем дело с характерным для атеизма редуцированием человеческого опыта к науке, а науки - к естественным наукам. Кроме естественных наук, которые оперирует фактами, логикой, доказательствами, есть науки гуманитарные. Есть история. Есть искусствоведение. Есть, кстати, и религиоведение. Методологический аппарат естественных наук в гуманитарных областях не работает, историк не может ставить экспериментов, как и искусствовед. Но гуманитарная наука называется наукой.

Религиоведение, описывающее веру и практику различных религиозных общин извне - наука; теология, описывающая их изнутри - наука на тех же самых основаниях.

Фраза из советского учебника "все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира", звучит довольно странно на фоне ученых, как естественников так и гуманитариев, которые были (и остаются) преданными христианами.

Академик Борис Раушенбах, в числе многих, был признанным ученым и христианином во времена, когда это было нелегко. Он говорит: «Когда человек занимается космонавтикой, он думает о вселенной, и у него невольно возникают религиозные представления. У меня все время ощущение, что обо мне Кто-то печется… Многие серьезные ученые считают, что материализм, которому нас учили, это – чепуха. Многое свидетельствует об осмысленности мироздания, о том, что мироздание – не случайное собрание молекул. Если допустить случайность, то выводы будут такими страшными, что хоть вешайся. Пантеизм в средневековье был вежливой формой атеизма: когда считали, что Бог разлит всюду, то Его, как такового вроде бы и нет. Современные представления об осмысленности мироздания – это вежливая форма религиозности в материалистическом мире».

Боюсь, что объявляя науку материалистичной, авторы письма впадают в тот самый интеллектуальный грех, в котором обвиняют верующих - придерживаются определенных представлений вопреки хорошо известным фактам.

Но обратимся к явлениям, которые авторы письма рассматривают как признак "клерикализации":

"Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы..."

Институт капелланов существует в большинстве развитых стран мира. Например, в Норвегии, США, Великобритании, Германии, Франции, Израиле и других странах. Зловещий клерикализм, который наползает на нашу страну, на эти страны уже давно наполз и, кажется, ничего страшного с ними не случилось.

"Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти, и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны".

В известной своим достаточно жестким секуляризмом Франции высшие должностные лица страны присутствуют на богослужении посвященном памяти известного благотворителя Аббата Пьера, СМИ это широко освещают, и ничьего возмущения это не вызывает. Как сообщается в новостях: «На богослужении присутствовали: президент Франции Жак Ширак, премьер-министр Доминик де Вильпен, министр внутренних дел Николя Саркози, другие министры, экс-президент Валери Жискар д’Эстен, мэр Парижа Бертран Деланоэ, видный социалист Жак Ланг, другие политики».

По сравнению со странами Западной Европы и тем более, по сравнению в США - Россия страна не только не клерикальная, но, напротив, болезненно, противоестественно, стерильно секуляризированная. Мы не клерикализируемся, мы медленно, со скрипом, с ошибками возвращаемся к естественному для всякой европейской страны положению дел.

Особенно сильное неприятие авторов письма вызывает курс "Основ Православной Культуры": «Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе "Основ православной культуры", уже не раз говорилось, что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя».

Как я уже отмечал, обучение религии (даже не "основам культуры", а именно религии) в школе есть нормальная европейская практика. Финляндия, например, многонациональная (коренные Шведы, Финны, Саамы плюс разнообразные недавние иммигранты) проводит в своих школах религиозное обучение.

Более того, ссылки на "многонациональность и многоконфессиональность" тут выглядят довольно странно. Какие именно национальности и конфессии уполномочили авторов письма выступать от их имени? Несомненно, интересы неправославных религиозных общин должны быть учтены, но хотелось бы знать, когда эти общины уполномочили воинстующих атеистов представлять их интересы?

Каким образом "многонациональность и многоконфессиональность" может служить основанием для запрета российским школьникам получить базовые сведения о культуре и преобладающей религии страны, где они живут? Ведь писатели, поэты, архитекторы, композиторы и художники, создававшие нашу культуру, обращались к людям, уже знавшим содержание библейской истории и содержание христианкой веры. Для человека, незнакомого с Евангелием, русская и европейская культура будет шифровкой, ключ к которой утрачен. Попробуйте удалить из русской культуры церковную архитектуру, иконопись. Попробуйте удалить библейские сюжеты из живописи и литературы, удалить то, что вызвано или прямым влиянием Православия или спором с ним. Попробуйте удалить из "Преступления и наказания" сцену, где Родион и Соня читают Евангелие, попробуйте удалить "Рассказы о Божьих людях" Лескова и "Идиота" Достоевского, "Всенощную" Рахманинова и церковь Вознесения в Коломенском. С чем Вы останетесь? С "Черным квадратом"?

"В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу".

Мы знаем, и, я думаю, нам не следует это забывать к чему ведет политика воинствующего антиклерикализма. В конце концов, я живу на юге Москвы, не очень далеко от Бутовского Полигона, где антиклериализм проявил себя в своей наиболее сильной форме - в форме массовых расстрелов. Я думаю, их стоит помнить - этим соблазном нас уже соблазняли, эксперимент по атеизации общества уже был поставлен и показал свои результаты.. Можно, однако, только согласиться с мнением авторов письма в том, что «провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой».

Но для того, чтобы достигнуть этой прекрасной цели, надо развивать образование и бороться за его качество. Постепенное возвращение России, после эпохи атеистического опустошения, к нормальному европейскому положению дел этому никак не мешает.
 
Пилигрим4.6.2008
Для Пинхаса из Москвы, сказано все, а для меня, ничего, кроме глупости, даже если ее сказал Спиноза. Если он такой умненький, как говорит сам Пинхас, то ему должно было бы быть ясно, что Бог не может быть равным чему-то. Он выше всего, уже потому, что он БОГ. Вот уж, действительно, не беда, когда ошибаются глупцы, - беда, когда ошибаются гении.
Проповедник4.6.2008
Спиноза, конечно, умён. Но и другой совсем не глупый человек по имени Павел, который писал, что некоторые люди проявили неразмие и "заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца".
Пинхас (Москва)4.6.2008
Был такой умнейший философ-еврей Барух (Бенедикт) Спиноза, который определил: Бог = Природа. И этим сказано все.
Пилигим27.5.2008
Николай, я абсолютно с вами согласен, что неверие в Бога, это не просто невежество, - это животное невежество. Но зато, как вы правильно сказали, они верят в эволюцию. По их мнению, тот факт, что куча грязи, нагретой на солнышке, под научным названием бульон опарина, может создать не просто жизнь, а даже разумную жизнь, они считают абсолютно логичным и бесспорно научным. Трудно, конечно, спорить с потомками Обезьян, но странно, что они убеждены в том, что этот взгляд достоин академиков.
Пилигрим27.5.2008
Первое, что хочется сказать, это то, что статья очень хорошая, вдумчивая. Согласен я также и с Николаем из города Стерлитамак и полностью разделяю его мнение. Пару слов о сути статьи. Я, конечно, могу ошибиться, но пасквиль, о котором идет речь в статье, по своему характеру, да и по запаху тоже, очень напоминает стряпню Гинзбурга и его своры. Уж очень знакомый почерк. Сразу видно, что это ученые с большой дороги. Надо отдать им должное, что они мастера своего "дела". Ничего не скажешь. Сравниться с ними может только, ну, по меньшей мере, сам Торквемада. А, вообще, интересно, почему академики, которые написали ... письмо умные и все знают, а другие, тоже академики, но ничего не писавшие, они не умные и не знают ничего. Что-то странное творится в доме академиков. Ясно только одно - не надо метать биссер перед академиками, пишущими письма. На свете существует много болезней, есть и эта - духовно недоношенные академики.
Рита (Рига)22.11.2007
На самом деле и религия и наука должны идти навтречу друг другу и помочь друг другу понять этот мир, себя и Бога. И там и там накоплен большой опыт и знания. Вместе мы можем лучше познать духовный мир, приблизиться к Богу.
Николай (Стерлитамак)21.8.2007
Или Алферов или Гинзбург в резкой форме на уровне патологии, заявляют:"наукой доказано - Бога нет"...ну что ж если эти ученые мужи так считают Бог им судья, но мне думается что это невежество не верить в Бога, ИМХО но зато они верят в гипотезу эволюции, что они видели собственными глазами как макака превратилась в человека...все это я тоже могу утверждать-не было, но гипотеза веры в эволюцию с успехом проповедуется в школах, а гипотеза веры в Бога нет, где же равноправие познания в России, его нет...не это ли ущемление прав человека или свобода выбора, кому, во что или в кого верить на уровне познания или сознания, для одних все можно, для других ничего, не правильно все это...
Дмитрий (Москва)3.8.2007
К сожалению, на упомянотом мною форуме тема "Клерикализация?" закрыта. Дискуссия оборвалась на самом, как мне кажется, интересном месте.

Ссылка:
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,29428.0.html
Александр (Фрязино)31.7.2007
Религия, алкоголь, наркота (РАН): сходство и различия.

Сходств больше -- и религия, и алкоголь, и наркота в небольших дозах не приводят к уходу в виртуальную реальность. А вот большие дозы религии, алкоголя, наркоты (РАН) приводят к уходу в виртуал. Ещё сходство -- опасность неумеренного потребления РАН -- белая горячка у алкашей, ради того, чтобы найти денег на новую дозу, нарик готов на любое преступление, религиозный фанатик-террорист взрывает себя и десятки ни в чем не повинных людей ради бредовых религиозных догм. Еще сходство -- уж очень это прибыльное и наваристое дело -- производство и распространение РАН. Ну и так далее...
Отличия -- уж очень по-разному относится общество к различным компонентам РАН -- религия поощряется, алкоголь не запрещается, наркота осуждается....
kBogu.ru (Санкт-Петербург)30.7.2007
Дмитрий, спасибо за отзыв. Вы, конечно, можете разместить выдержки из статьи. Единственная просьба - пожалуйста, укажите источник kBogu.ru С уважением,
Администратор
Дмитрий (Москва)30.7.2007
Прошу разрешения у администраторов сайта разместить извлечения из статьи на астрономическом форуме, где по поводу письма академиков ломают копья атеисты и ура-патриоты.
Дмитрий (Москва)30.7.2007
Прошу разрешения у администраторов сайта разместить извлечения из статьи на астрономическом форуме, где по поводу письма академиков ломают копья атеисты и ура-патриоты.
Дмитрий (Москва)30.7.2007
Спасибо автору за взвешенный комментарий. Будучи профессиональным редактором, я бы только посоветовал вебмастеру подправить цитаты. 1) У Бориса Раушенбаха наверное так: "Многое свидетельствует об осмысленности мироздания, о том, что мироздание – не случайноЕ собрание молекул." 2) Фразы из письма академиков: "все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира" и "В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу" - надо бы закурсивить. Иначе может сложиться впечатление, что последняя мысль принадлежит автору комментария.
 
Мы стоим на Скале

Какой вкус у льда? К юбилею Виктора Конецкого

Христиане и реакция на происходящее в мире

О печати зверя

О райском времени и вечности

Беспартийный Бог

Сверхъестественное присутствие

Может ли природа быть креативной?

Если Христос нас уже искупил, почему мы умираем?

Пасхальные чтения. Чехов накануне Пасхи

Пасхальные чтения. Пасхальные страхи Леонида Андреева

Пасхальные чтения. Амброз Бирс – по ту сторону жизни

Пасхальные чтения. Библия Просвещения

Испытания Клайва Льюиса

Почему Мессия еще не покончил с войнами?

Простыми словами

Новая жизнь палача

Религия - причина нетерпимости?

Могут ли обрести спасение добродетельные нехристиане?

Учит ли Библия жестокостям?
  следующие 20 >>