анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
Узкий путь христианского экуменизма

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Встреча в лютеранской церкви Пресвятой Троицы в Варшаве в 2006 году (фото Ратцингер-Информ)
Встреча в лютеранской церкви Пресвятой Троицы в Варшаве в 2006 году (фото Ратцингер-Информ)
В каждой деноминации есть люди, по-разному относящиеся к христианскому экуменическому движению. В нашей стране очень много тех, кто воспринимает христиан из других деноминаций, как, если уж не врагов или «волков в овечьих шкурах, то, по меньшей мере, как людей, которые лишь дискредитируют понятие Церковь и христианство.

Мы, россияне, вообще, как мне кажется, склонны к слишком радиальному отношению к инакомыслящим – будь то люди с иными политическими предпочтениями или те, чьей вкус, скажем, на кино или музыку не совпадает с нашим. Если от наших политических предпочтений зависит то, за кого мы отдадим свой голос на очередных выборах, от музыкальных – какой диск или какую радиостанцию включим, то сфера религии куда более чувствительная. Для по-настоящему верующего человека из любой деноминации эта сфера, так или иначе, оказывает влияние на все стороны его жизни. Поэтому и общение с теми, кто понимает иначе то, что жизненно важно для нас – тема болезненная.

Отношение к христианскому экуменизму усложняет и то, что часто под этим понимается не диалог с другими христианами и попытка лучше узнать друг друга, а некая угроза создания одной общей деноминации, которая должна поглотить все существующие христианские церкви. Эта угроза является надуманной и серьёзно такой проект сегодня никто не рассматривает. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что самые ярые противники экуменизма легко превращаются в его сторонников, если речь идёт о ликвидации всех деноминаций и слияния всех в одну, если эта одна – та, к которой они себя причисляют. Иными словами, мы все, конечно, за диалог при одном условии – если он будет монологом, а другая сторона возьмёт на себя роль благодарного слушателя и ученика.

Вместо того, чтобы строить нормальные отношения, мы начинаем доводить идею до абсурда, спрашивая – почему бы тогда не начать сотрудничать сразу с сатанистами, наладить совместное служение с гей-активистами и так далее? А таким способом (доведения до абсурда) можно «заболтать» абсолютно всё, что угодно и именно так зачастую и происходит.

Едва услышав словосочетание экуменическое христианское общение, многие ярые его противники тут же рисуют у себя в воображении ужасную картину Вавилонского смешения всего и вся, где их будут заставлять делать какие-то совершенно неприемлемые для них вещи.

При этом восприятие чужой точки зрения во многом основывается на предрассудках, штампах и ярлыках. Кроме того, как водится, мы всегда с большим удовольствием сравниваем лучшее, что смогли найти у себя, с худшим, что обнаружили у другого.

В истории церкви любого исповедания без труда можно найти не самые светлые периоды. Да и в том, что мы видим сегодня друг у друга можно легко найти то, с чем мы категорически не согласны, против чего мы боремся и в чём мы, на наш взгляд, преуспели по отношению к другим деноминациям. Впрочем, это касается не только взаимоотношению церквей, но и вообще свойственно людям – мы гораздо легче видим негативные вещи, если это касается других, а вот для того, чтобы увидеть в человеке что-то доброе и светлое, как правило, надо приложить куда больше усилий.

Как надоевшие друг другу родственники, которые вынуждены периодически, встречаться на каких-то семейных торжествах, улыбаться друг другу, говорить комплименты, христиане разных исповеданий также время от времени собираются вместе, чтобы соблюсти приличия. Раз в год произносятся речи о необходимости сотрудничества друг с другом в разных направлениях. Встречи, как правило, освещаются не очень подробно, чтобы не раздражать ту немалую часть прихожан каждой церкви, которая явно не оценит экуменических диалогов в верхах.

Наибольшую непримиримость к сотрудничеству с христианами других исповеданий, как правило, показывают неофиты и это справедливо для любой деноминации. На многочисленных религиозных интернет форумах именно неофиты наиболее непримиримы и полны решимости «броситься в бой» за свою веру против «еретиков». Делая первые шаги в вере мы почему-то более настроены ни на слушание и учёбу, а на обучение других.

Надо признать, что сегодня христиан, способных слушать и пытаться понять верующих из других церквей – не так уж много. К сожалению, в нашем обществе, где уровень нетерпимости к инакомыслию (в том числе религиозному) и без того крайне высок в последние годы он заметно растёт. Верующие, говорящие о необходимости активного диалога с другими церквями находятся в крайне сложном положении, попадая под перекрёстный огонь. Их критикуют со всех сторон: «чужие» – за то, что они не «свои», а «свои» – за то, что они слишком лояльны к «чужим».

Необходимо отметить, что толерантно относиться к иной точке зрения можно в двух случаях. И один из них - когда у человека вообще нет собственных твёрдых убеждений и он одинаково далёк и от своей церкви, и от любой другой и, соответственно, какие-либо различия во мнениях ему не представляются такими уж важными. Но есть и иная основа - когда христианин наоборот укоренён в своей вере и видит в другом не потенциальную угрозу, а брата, пусть и не похожего на него. Такой верующий осознаёт, что общение с другим христианином может обогатить чем-то не только другого, но и его самого. Он не только старается научить чему-то собеседника, но и сам готов учиться.

Картина это выглядит в наших условиях уж слишком утопичной, на фоне непримиримости и нетерпимости, которая широко распространена в нашем обществе, но пусть это будет хотя бы мечтой, к которой надо делать маленькие шаги по узкому и критикуемому со всех сторон пути.
 
Макс2.2.2011
Автор прав. В церквях путают экуменизм с движением за объединение всех религий. Отсюда все страшилки и страхи
бунгур- схимнику8.3.2010
О разжигании розни между христианами лучше всего знают католики, которые с давних времён именуют православных "язычниками", огнём и мечом несут в Россию латинскую веру.
Историю изучали в детстве? Не ужели не слышали о захватах католиками православных храмов в Западной Украине?!
"В главном единство..." - а главное у нас вера православная, не искажённая ересями католиков!
Августин призывал к единению с еретиками?! Ну, и где это написано????
По рассуждать на общие темы, о всеобщей любви или вырывать цитаты из контекста - удел демагогов.
Схимник (провинция)4.3.2010
Бунгур, ваши рассуждения здесь практически заступают черту разжигания межрелигиозной розни. Порассуждайте на досуге хотя бы над следующими текстами Св. Писания: Ефесянам 4:1-15 и Иоанна 17:20-23. Кроме того, над крылатой мудростью Августина Блаженного: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь". Внимательное изучение Библии и истории христианства обычно помогает избавиться от сектантского мышления и попыток закрыть Дух Божий в рамках своей конфессии, т.к. Он дышит где хочет.
А сейчас не стоит изрыгать очередную порцию ксенофобии и невежества, займитесь лучше созерцанием.
бунгур2.3.2010
"...Это они устами митрополита Кирилла Гундяева провозглашают: “мы хотим видеть во Всемирном Совете Церквей зародыш единой Церкви”. /Выступление митрополита Кирилла (Гундяева) на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. 1991 год./ “Сотрудничество Церкви с иудейскими организациями приносит обоюдную пользу. Церковь имеет с ними конструктивные и добрые отношения”. /Заявление Интерфаксу, 2005 год./

Примерам таковым ныне – увы! – несть числа.

Будем ли мы и дальше терпеть это поругание святых канонов и глумление над нашей Церковью и верой? Может, стоит вспомнить слова Псалмопевца: “Ревность по доме Твоем снедает меня, и поношения поносящих Тебя падают на меня” (Пс 68, 9-11)? Может, это тот самый случай, о котором сказал Господь: “продай одежду, и купи меч” (Лк. 22,36)?..."
М.В. Назаров

Вы,хотите обниматься с христопродавцами? Зачем???
бунгур2.3.2010
И я могу ошибиться, но у меня есть ориентир - мудрые святые отцы прошлого.
Оптинские старцы называли католиков латинянами, папистами и запрещали даже рядом стоять с еретиками!
Амвросий Оптинский или Серафим Саровский для вас не авторитет?
Михаил (Санкт-Петербург)2.3.2010
По определению как раз все люди грешны и вполне могут ошибаться. Другой вопрос, что многие так уверены в собсвенных суждениях и толкованиях, что даже не допускают мысли, что, возможно, они не правы. Бунгур, вы допускаете мысль, что можете ошибаться, например, по вопросу отношения к Патриарху, к инославным и т.д.?
бунгур (Сибирь)2.3.2010
Если вы,признаёте догматы Православия, объясните почему католики отсекли себя от Апостольской церкви???
Зачем вам, объединяться с иудеями и магометянами? Из чувства толерантности?
А Патриарх не может ошибаться, присутствуя на католической мессе или обнимаясь с еретиками?
Он непогрешим по определению? :))))
экуменист (мир Божий)28.2.2010
бунгур, конечно, приятно записать себя в один ряд с людьми известными, но разве тут говорится, что надо не признавать Троицу, Спасителя и т.д.? Безусловно, вера долна быть одна, но вот точки зрения могут быть очень даже различные по целому ряду вопросов. Надеюсь, что вы хоть не записываете многих православных иерархов, святых, а то и Патриарха в "еретики-экуменисты".
бунгур27.2.2010
Запишите и меня в противники экуменизма!
Я хочу быть (хотя и недостоин по грехам) в рядах Святых отцов 7 Вселенских Соборов, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Златоустого и ВСЕХ Святых Божьих человеков исповедавших ОДНУ веру, Святую Троицу и Спасителя.
А вы, уважаемый автор?
 
"Нас ради человек…"

Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?
  следующие 20 >>