анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
И пораженье от победы...

Игорь Попов, Москва

Искусство призвано ставить сложные и важные вопросы
Искусство призвано ставить сложные и важные вопросы
Эту часть цитаты знаменитого стихотворения Пастернака мне захотелось поставить не в эпиграф, а в название не потому, что захотелось примазаться к давно ушедшему гению, а потому, что именно эти слова у меня ассоциируются с темой, которая меня очень давно волнует. А тема эта очень важна лично для меня, как для человека верующего и волею Божьей человека творческого.

Недавно я посмотрел интервью британской рок-звезды Боно (лидера легендарной рок-группы «U2»), которое он дал пастору Биллу Хайбелсу. Там он сказал следующее: «Я всегда любил находиться в середине противоречий. Качество – вот, что определяет великое искусство. Это то, что отсутствует в большинстве. Возьмите, например, христианское искусство. Здесь нет напряжения. В христианстве есть великолепная традиция поклонения и музыкального поклонения, которое вызывает благоговение в христианских церквях. Но если говорить о музыке, выражающей личные переживания человека, его попытки постичь истину, то мы не часто видим, как это исходит из христианства».

Боно затронул очень серьезную для меня тему. Культура и церковная культура. Тема очень важная и о ней можно говорить бесконечно. Безусловно, сегодня очень много возможностей развития личности во всех направлениях. В том числе, и в рамках культуры. Культура же не является показателем духовности. Скорее, это сфера проявления ментальности, прошу прощения за сложность термина. Культура или бескультурье как лакмусовая бумажка показывает то, что специфично для общества в целом и для определенной его части.

Я не претендую на абсолютно объективное восприятие и полное раскрытие этой темы в небольшой статье. Скорее это повод для размышлений. Один из признаков великого произведения искусства – это самобытность и уникальность. То, что отличает именно его и то, что отражает тенденцию, которая касается многих. То есть через призму индивидуального восприятия мы можем увидеть картину, открывающую новую грань какой-то проблемы, если это упрощать.

Я очень редко вижу в христианском искусстве честность. Понимаю, что звучит это жестко и вызывающе, но я давно размышляю над этим. Это не касается проповеди и церковного служения. Здесь, как раз, для меня все в порядке. А вот с искусством туговато. Оно либо напоминает пропаганду и, поэтому, искусственно и плоско, либо приводит к самолюбованию и эйфории и это тоже, в свою очередь, не очень интересно.

У гениального шведского режиссера Ингмара Баргмана есть фильм, который в русском прокате известен под названием «Причастие», в оригинале название звучит как «Зимний свет» (Winter Light). В этом фильме говорится о пасторе церкви, который после смерти жены проходит через кризис веры. Фильм очень многослойный и честный. Предельно честный до мурашек и слез. Быть может, я отдельно еще напишу об этом фильме. Я задумался, почему среди христианского искусства (Бергмана очень сложно причислить к представителям христианского искусства) отсутствуют произведения, которые также честно анализируют подобные проблемы.

Мы останавливаемся на пропаганде? Но это же неэффективно и еще больше может оттолкнуть человека от Церкви. Проповедь Христа привлекала людей именно тем, что она была честна и отвечала, подчеркну - честно отвечала, на основные кардинальные вопросы жизни. В жизни верующего нет проблем и кризисов? Извините, но не поверю. Но мы склонны, скорее, приукрашивать действительность, чем анализировать ее и говорить откровенно о существующих проблемах. Поэтому мы обращаемся к творчеству Тарковского, Бергмана, потому что они выразили так ярко духовную пустоту современного человека и его отчаянные поиски ответов на свои самые главные вопросы.

Мне кажется, нам очень важно именно сейчас набраться мужества и в рамках культуры и тех ценностей, которые составляют основу нашей внутренней жизни, честно ответить на самые актуальные и важные вопросы жизни. И ответ должен быть искренним, продиктованным внутренним убеждением найти выход из тех конфликтов, с которыми мы сталкивается. Это наш диалог друг с другом. И он очень важен, потому что диалог подразумевает желание услышать другого. Услышать, а не заткнуть ему рот своим «авторитетным» мнением. Надеюсь, у нас получится!
 
Геннадий (Черкассы)8.8.2010
А Вы не замечаете как в Христианстве простые истины Христовы всё больше и больше вытесняются ложью или просто подменяются «мудростью» или самоволием. Каждая христианская деноменация преуспела в своем «привнесении» в Слово Божие, в перекручиваниях Слова. Одно из таких перл: - «…если видишь брата согрешающего, то просто молись за него. Судить не смей! Это большой грех». Ещё пуще страху напустят, если увидишь беззаконного священника или пресвитера и не промолчишь. Можно оказаться в сильной немилости всего христианского окружения. О каком тут христианском искусстве можно говорить в среде запуганных и обманутых Христиан. Остаётся либо плоская пропаганда, либо самовлюблённая эйфория. Что касается проповеди Христа то как бы не проповедовали Христа притворно или искренне Апостол Павел радовался и тому и другому. По отношению к Церковным нравам Перов в «Трапезе» обличает не боясь. Бог через него обличает. Так как в лоне церкви этим благим делом наверное больше никто не хотел заниматься. А что касается нехристианских деятелей искусства то Бог и через осла может обличать и вразумлять (история о Валааме). Тем более Бог будет использовать независимых людей, которые не принадлежат к представителям христианского искусства.
Заметьте, что Перов написал картину в 1876. Бог долготерпел до 1917. А после полетели купола с Церквей и колокола с колоколен. Священников и пастырей повезли в Сибирь… На сколько хватит божьего долготерпения для наших лукавых дней?
Игорь Попов (Москва)8.6.2010
Кстати, именноь живопись Перова отличалась почти исповедальной жесткостью, его диагнозом тому, что он видел в Православии, при этом оставаясь православным христианином. Еще раз отдельное спасибо Схимнику за напоминание об этом живописце!
Игорь Попов (Москва)8.6.2010
Спасибо всем за отзывы о статье. Эта статья, что называется, писалась, когда "накипело". Особенно спасибо Схимнику. Вы поняли о чем я писал очень точно. Именно произведения искусства должны приковывать, иногда шокировать, но не оставлять равнодушными. Наверное, в этом и есть сверхзадача искусства.
Схимник (провинция)8.6.2010
Спасибо, Игорь, за ценные размышления! От нашей напыщенности, идеологических речей и декларирования собственной правоты быстро устаешь. У меня пример честности в живописи В.Г. Перова. Здесь можно глянуть его картину "Трапеза": http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19358&cat_ob_no=
Однажды в Эрмитаже она меня просто приковала к себе.
Алекс21.5.2010
Ваграм, а разве "Преступление и наказание" у Достоевского нечестное?
Михаил21.5.2010
Ваграм, а вы могли бы перечислить какие-нибудь художественные произведения о церкви, христианах, христианстве, которые считаете честными?
Ваграм (Ереван)21.5.2010
Аминь. Честными пока что могу назвать только произвеедния Филипа Янси. Может есть и другие. Очень хотелось бы знать.
 
Истина о нас

Отношение к другим деноминациям и непоследовательность

О подлинном величии научной картины мира

Что значит верить во Христа?

О Покаянии

Слишком высокая цена

Есть ли во вселенной красота?

Было ли это на самом деле?

Прощай, оружие?

Огромный мир Рождества

Ликующее Рождество

Что такое Крещение?

Авраам, обетования и завет

Что такое Грехопадение?

Электронные книги, фейки и цифровая Церковь

Особый учитель для особого ребёнка

Подлинное владычество

Творение из ничего

Зачем Бог творит мир?

Что есть образ Божий
  следующие 20 >>