анонсы статьи
новости
16.5.2016
Патриарх Кирилл призывает сообща остановить эпидемию СПИДа

15.5.2016
Соратник папы считает вопрос о возможности получения женщинами сана диакона противоречивым

14.5.2016
В синагоге Петербурга в Ночь музеев пройдет показ еврейской моды

12.5.2016
Православная церковь выпустила обновленный гид для бездомных

11.5.2016
Третья церковь сожжена за этот год в Танзании

10.5.2016
В Москве собрали более 700 тыс. рублей на организуемый православными детсад для детей с ДЦП

28.4.2016
В Москве раздадут 50 тыс. пасхальных ленточек

27.4.2016
Керри отметил влияние религии на внешнюю политику

29.5.2015
В Москве пройдет лекторий для СМИ, посвященный социальной концепции Русской Православной Церкви

27.5.2014
34-й Съезд евангельских христиан баптистов России
И пораженье от победы...

Игорь Попов, Москва

Искусство призвано ставить сложные и важные вопросы
Искусство призвано ставить сложные и важные вопросы
Эту часть цитаты знаменитого стихотворения Пастернака мне захотелось поставить не в эпиграф, а в название не потому, что захотелось примазаться к давно ушедшему гению, а потому, что именно эти слова у меня ассоциируются с темой, которая меня очень давно волнует. А тема эта очень важна лично для меня, как для человека верующего и волею Божьей человека творческого.

Недавно я посмотрел интервью британской рок-звезды Боно (лидера легендарной рок-группы «U2»), которое он дал пастору Биллу Хайбелсу. Там он сказал следующее: «Я всегда любил находиться в середине противоречий. Качество – вот, что определяет великое искусство. Это то, что отсутствует в большинстве. Возьмите, например, христианское искусство. Здесь нет напряжения. В христианстве есть великолепная традиция поклонения и музыкального поклонения, которое вызывает благоговение в христианских церквях. Но если говорить о музыке, выражающей личные переживания человека, его попытки постичь истину, то мы не часто видим, как это исходит из христианства».

Боно затронул очень серьезную для меня тему. Культура и церковная культура. Тема очень важная и о ней можно говорить бесконечно. Безусловно, сегодня очень много возможностей развития личности во всех направлениях. В том числе, и в рамках культуры. Культура же не является показателем духовности. Скорее, это сфера проявления ментальности, прошу прощения за сложность термина. Культура или бескультурье как лакмусовая бумажка показывает то, что специфично для общества в целом и для определенной его части.

Я не претендую на абсолютно объективное восприятие и полное раскрытие этой темы в небольшой статье. Скорее это повод для размышлений. Один из признаков великого произведения искусства – это самобытность и уникальность. То, что отличает именно его и то, что отражает тенденцию, которая касается многих. То есть через призму индивидуального восприятия мы можем увидеть картину, открывающую новую грань какой-то проблемы, если это упрощать.

Я очень редко вижу в христианском искусстве честность. Понимаю, что звучит это жестко и вызывающе, но я давно размышляю над этим. Это не касается проповеди и церковного служения. Здесь, как раз, для меня все в порядке. А вот с искусством туговато. Оно либо напоминает пропаганду и, поэтому, искусственно и плоско, либо приводит к самолюбованию и эйфории и это тоже, в свою очередь, не очень интересно.

У гениального шведского режиссера Ингмара Баргмана есть фильм, который в русском прокате известен под названием «Причастие», в оригинале название звучит как «Зимний свет» (Winter Light). В этом фильме говорится о пасторе церкви, который после смерти жены проходит через кризис веры. Фильм очень многослойный и честный. Предельно честный до мурашек и слез. Быть может, я отдельно еще напишу об этом фильме. Я задумался, почему среди христианского искусства (Бергмана очень сложно причислить к представителям христианского искусства) отсутствуют произведения, которые также честно анализируют подобные проблемы.

Мы останавливаемся на пропаганде? Но это же неэффективно и еще больше может оттолкнуть человека от Церкви. Проповедь Христа привлекала людей именно тем, что она была честна и отвечала, подчеркну - честно отвечала, на основные кардинальные вопросы жизни. В жизни верующего нет проблем и кризисов? Извините, но не поверю. Но мы склонны, скорее, приукрашивать действительность, чем анализировать ее и говорить откровенно о существующих проблемах. Поэтому мы обращаемся к творчеству Тарковского, Бергмана, потому что они выразили так ярко духовную пустоту современного человека и его отчаянные поиски ответов на свои самые главные вопросы.

Мне кажется, нам очень важно именно сейчас набраться мужества и в рамках культуры и тех ценностей, которые составляют основу нашей внутренней жизни, честно ответить на самые актуальные и важные вопросы жизни. И ответ должен быть искренним, продиктованным внутренним убеждением найти выход из тех конфликтов, с которыми мы сталкивается. Это наш диалог друг с другом. И он очень важен, потому что диалог подразумевает желание услышать другого. Услышать, а не заткнуть ему рот своим «авторитетным» мнением. Надеюсь, у нас получится!
Зачем мятутся народы

Нужно ли афишировать свою веру?

Грех самоправедности

Многое зависит от Адвоката

Эгоистично ли искать спасения?

До свидания, Командор! Памяти Владислава Крапивина

"Не судите" или "не обличайте"?

Нет другого имени

Благодать - это значит даром

Невыносимая благодать

Чтобы не возникало сомнений

Верность, как предвестие рая

Как исполнять Божьи заповеди? Размышления на вторую главу Послания Иакова, стихи 8-13

Безнадежность и надежда

Внутри или снаружи

Самый удивительный объект в мироздании

По одному человеку за раз

Чему учит дистанционное образование?

Расизм, марксизм и Библия

О взаимопонимании, самоизоляции и пандусах
  Следующие 20 >>